Алмазная рулетка
ДОБИВАЯСЬ от Путина отзыва либеральных поправок к Уголовному кодексу, силовики знали, что делают. Не прошло и трех дней после президентского демарша, как в Санкт-Петербурге с большим шумом был арестован авторитетный бизнесмен Михаил Мирилашвили.
Этот питерский предприниматель, чей годовой доход, по некоторым оценкам, составляет $40 млн, известен не только тем, что владеет крупнейшей в городе сетью казино («Конти»), несколькими отелями («Санкт-Петербург», «Октябрьская», «Прибалтийская», «Ольгино»), участвует в местном бизнесе «ЛУКойла», «Росгосстраха» и «Медиа-Моста» (в частности, возглавляет скандально известное «Русское Видео»). Новоиспеченный узник Литейного, как и нынешний хозяин Кремля, долгое время был дружен с покойным Анатолием Собчаком. И даже, как поговаривают, участвовал в финансировании избирательной кампании первого мэра Санкт-Петербурга, за которую, как известно, отвечал не кто иной, как Путин. Поэтому при известных усилиях способен довольно много рассказать о питерском периоде жизни президента. Тем более что ряд своих бизнес-проектов Мирилашвили реализует при помощи питерского Промстройбанка, который одновременно является еще и опорным банком путинской команды.
Наверное, поэтому бывшие сослуживцы президента из питерского УФСБ поспешили заявить, что, задерживая Мирилашвили, всего лишь выполняли оперативное поручение городской прокуратуры. Она-то у нас, как известно, независима.
Впрочем, как утверждают сами сотрудники прокуратуры, коммерческая или политическая стороны деятельности Мирилашвили их не интересует. Бизнесмену инкриминируется ни много ни мало организация похищения двух человек.
По словам прокурора Санкт-Петербурга Ивана Сыдорука, Мирилашвили попал в поле зрения правоохранительных органов в сентябре 2000 года по оперативной разработке. Видимо, в питерской прокуратуре нет доступа в Интернет. И поэтому там только полгода назад узнали о человеке, именуемом в определенных кругах Мишей Кутаисским.
Однако интереснее другое. В сентябре 2000 года горячий сын кавказских гор переживал весьма бурный период своей жизни. В середине августа жертвой похитителей чуть было не стал его отец. Михаила Мирилашвили-старшего, правда, вскорости вернули, продержав в заточении не более двух суток. Но это был серьезный удар по самолюбию Мирилашвили. Понятно, что его душа жаждала отмщения. А та же прокуратура удовлетворить нужды потерпевшего, судя по всему, не смогла.
К слову, тогдашняя пассивность питерской прокуратуры в сочетании с ее нынешней гиперактивностью наводит на мысль о некоторой заданности. Такое ощущение, что Мирилашвили раскручивали, заставляя совершить необдуманные действия.
Причем два роковых в его жизни события (похищение отца и арест) странным образом совпали по времени – соответственно – с выборами, а затем и с визитом в Россию израильского президента Моше Кацава. Мирилашвили, играющий далеко не последнюю роль в общине грузинских евреев, знаком с Кацавом еще с тех пор, как тот посещал Грузию, будучи вице-премьером в правительстве Нетаньяху. По некоторым данным, Мирилашвили способствовал избранию Кацава президентом. Ведь голоса проживающих в Израиле грузинских евреев были крайне важны для последнего в условиях противостояния со столь популярным политиком, как Шимон Перес.
Однако с недавних пор Кацава пытается «приватизировать» другой влиятельный бизнесмен – Лев Леваев. А с Мирилашвили у него отношения, мягко говоря, напряженные. Дело в том, что питерский предприниматель имеет интересы в стратегически важной для Леваева алмазной отрасли. В частности, по утверждению ряда источников, Мирилашвили патронирует ограночное предприятие «Русские самоцветы – Диамант», которое работает с так и не поддавшейся Леваеву компанией «АЛРОСА».
Примечательно, что в конце ноября алмазное детище Мирилашвили оказалось в центре неприятного инцидента. На Северо-Западной таможне задержали партию бриллиантов на $2,3 млн, отправляемых в Израиль фирмами «Русские самоцветы – Диамант» и «СБА-Интернэшнл». Причем к операции были привлечены Главное управление по борьбе с контрабандой, ГТК и ГУБЭП. Хотя, по словам представителей «Диаманта», таможенники просто не разобрались в декларации.
Конечно, самого Мирилашвили взяли не за контрабанду бриллиантов. Но в обоих случаях основные карательные функции исполняли ведомства, которые не без оснований ассоциируются с так называемой Семьей. К ней же, в свою очередь, близок и сам Леваев.
Видимо, осознавая, откуда ветер дует, Мирилашвили пытался нейтрализовать столь влиятельного противника с помощью Кацава. В связи с этим большие надежды возлагались на визит израильского президента в Грузию. Мирилашвили собирался лететь с Кацавом из Москвы в Тбилиси. Но не смог. Как раз накануне столь многообещающей поездки его поместили на Литейный.
Не так давно Лев Леваев, выступая на учредительном съезде Всемирного конгресса бухарских евреев, сообщил о том, что работает над «объединением этнической группы грузинских евреев». Видимо, с арестом Михаила Мирилашвили эта работа существенно продвинется.