Альтернатива на ремонт
В России до сих пор нет альтернативы станциям технического обслуживания официальных дилеров, поэтому уже в следующем году квалифицированный сервис может стать реальной проблемой для десятков тысяч обладателей иномарок. Фактически единственное исключение – проект развития сетевого автосервиса немецкой компании Bosch.
Не секрет, что после окончания гарантии на машину автовладельцы из-за дорогого обслуживания, как правило, уходят из официального сервиса. Стандартная гарантия на автомобиль иностранного производства составляет 2 года или 60 тыс. километров пробега (реже 3 года и 100 тыс. км). Резкий рост продаж иномарок начался в 2003 году, таким образом, в следующем сезоне у большинства автомобилей закончится гарантия, и на рынок послегарантийных сервисных услуг будут «выброшены» десятки тысяч иномарок. Ситуация усугубляется также тем, что многие официальные дилеры, преуспевшие в продажах, не справляются с потоком клиентов на техобслуживание и ремонт: ждать своей очереди обладателям иномарок приходится порой по три-четыре недели.
Департамент транспорта и связи московского правительства более двух лет пытается создать в столице единую сеть автосервисов, но до сих пор этот проект остается лишь на бумаге. Нет практических результатов и у российского проекта «Евро-Гараж», предусматривающего развитие сети автосервисов по образу и подобию европейской компании Group Auto Union (в Европе эта сеть объединяет 4000 автомастерских).
Единственная динамично развивающаяся в России сеть независимых автосервисов – «Бош Авто Сервис». В 2002 году в Москве было всего лишь одиннадцать автосервисов Bosch. Сегодня их число достигло 31. В целом по России работают 150 предприятий, входящих в сеть «Бош Авто Сервис» (по всему миру сеть насчитывает около 8 000 автосервисов). Знаменательно, что в этом году Bosch отмечает 100-летний юбилей присутствия на российском рынке – в Москве и Санкт-Петербурге знаменитая компания начала работать еще до первой мировой войны.
«В 2001 году концепция развития автосервиса Bosch поменялась во всем мире, в том числе и в России, – рассказывает руководитель службы сервиса Bosch в России и Беларуси Григорий Рузавин. – Прежде автосервисы Bosch занимались лишь ремонтом электрики автомобиля, топливных систем. Но на современных автомобилях электроника практически не ломается. Основные поломки и работы по обслуживанию автомобиля приходятся на его механические части. Поэтому на наших станциях стали предлагать сервис в том числе и по механике. Название «Бош Сервис» мы поменяли на «Бош Авто Сервис». Одновременно были изменены и фирменные цвета автосервисов Bosсh: раньше фасад их зданий был желтым с красным фризом, а теперь это белое здание с комбинированным фризом красного, синего и серого цветов».
Концерн Bosch является крупнейшим мировым производителем запасных частей и автокомпонентов. На российском рынке представлено более 15 000 товарных наименований Bosch. По итогам 2003 года оборот компании в России составил 231 млн евро. Увеличение объемов продаж за первое полугодие 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило более 20%.
В 1996 году при участии российских партнеров было создано ООО «Бош Саратов», специализирующееся на производстве компонентов бензинового впрыска, также Bosch приобрел часть акций Завода автотракторных запальных свечей (ЗАЗС) в г. Энгельсе Саратовской области. В последующие годы Bosch получает контрольный пакет акций этих предприятий. В 2004 году два завода были объединены в ОАО «Роберт Бош Саратов», на котором занято более 1300 сотрудников. Предприятие занимается производством свечей зажигания, промышленной керамики, систем управления двигателем, а также компонентов бензинового впрыска.
Заключая партнерские соглашения с независимыми автосервисами, Bosch передает им свою торговую марку, оказывает рекламную поддержку, проводит обучение персонала, а также устанавливает специальные цены на свою продукцию. (Специфика российского рынка – автосервисы не платят Bosch франчайзинговых платежей, как, например, в Германии.) Взамен немецкая компания получает гарантированный канал сбыта: «Бош Авто Сервис» по договору обязан предлагать клиенту исключительно запасные части производства Bosch.
«В Европе никто из автовладельцев не бегает по рынкам и магазинам запчастей. Обычная практика – клиент приезжает в сервис, отдает ключи и не его забота, где будут куплены необходимые детали для технического обслуживания или ремонта. Мы идем по этому же пути. Нам кажется, что будущее именно за такой системой дистрибуции», – считает Григорий Рузавин.
Основная целевая группа клиентов «Бош Авто Сервис» – это владельцы иномарок и Lada последних моделей, у которых закончилось обслуживание по гарантии на фирменных станциях автомобильных дилеров. Вторая важнейшая группа клиентов сервисов Bosch находится в небольших региональных центрах, где отсутствуют дистрибуторы иномарок. Именно за счет городов с населением 50 – 150 тысяч жителей происходит значительный рост количества станций «Бош Авто Сервис». Фирменные станции работают уже в тридцати российских городах.
Отдельным и очень важным направлением деятельности «Бош Авто Сервис» является ремонт и обслуживание автомобилей с дизельными двигателями (компания Bosch является главным поставщиком дизельного оборудования для автопроизводителей – это и топливные насосы высокого давления, и форсунки, и блоки управления). Доля дизельных автомобилей в Европе резко увеличивается, например, в Австрии она достигает практически 60%. Больше дизельных автомобилей появляется и в России.
Bosch не устанавливает жестких расценок на ремонтные работы, но рекомендует своим партнерам придерживаться более низких цен, чем у официальных дилеров. В Москве средняя стоимость нормо-часа на «Бош Авто Сервис» составляет $30 для иномарок и $20 для машин отечественного производства.
«Наша задача сегодня – застолбить место, чтобы опередить конкурентов. Пока мы сражаемся с условным противником, но, уверен, со временем в Россию придут другие концепции независимых автосервисов», – прогнозирует Рузавин. Возможно, удачный пример Bosch подвигнет прочие компании вкладывать средства в развитие сетей независимых автосервисов. Иначе владельцам иномарок, как в советские времена, придется ремонтировать свои автомобили исключительно по блату.
Российский рынок автосервисов.
Количество автосервисов – минимум 6000 (Москва – 2500, Санкт-Петербург – 1000).
Оборот рынка продаж оборудования для автосервисов – 230 млн евро.
Оборот рынка запчастей – 530 млн евро.
Оборот московского рынка автосервисных услуг – около 2 млрд евро.
Источник: Данные Bosch, расчеты «Ко».