Алюминиевая лапша
27.08.201200:00
"Русал" как один из фаворитов национального хозяйства также в тренде, что подтверждает корпоративный сайт, где сказано, что "революционные технологии" - РА-300, РА-400, РА-500 - открывают "новую главу в истории мировой алюминиевой отрасли".
Казалось, злопыхатели посрамлены, ведь такая уважаемая организация отвечает за собственные выводы, вынесенные, между прочим, на первую страницу. А вдруг президент и премьер, увлеченные проведением модернизационных преобразований, заглянут в "русаловский" первоисточник? Что это, как не предмет для законной гордости с последующим поиском места для награды на видавшем алюминиевые виды трудовом пиджаке?
Впрочем, первые лица государства по образованию не металлурги, а юристы, так что подобную хитрость, скорее всего, не распознают. Да и автор этих строк, будучи специалистом в области организации управления производством в машиностроении, судить о "революционных технологиях в мировой алюминиевой отрасли" не возьмется. Впрочем, у экономической науки есть иные средства анализа "прорыва", такие как бенчмаркинг (выявление примеров эффективного функционирования конкурентов) и ключевые показатели эффективности, или KPI (комплексная оценка достижения целей).
Абсолютное большинство "русаловских" заводов работает по устаревшей технологии Содерберга, запатентованной в 20-х годах прошлого столетия. У технологии Содерберга по сравнению с более поздними разработками есть три негативные особенности: низкая производительность, значительные энергозатраты и, что самое главное, огромный вред экологии (например, в поселке Надвоицы Сегежского района Карелии, где расположен Надвоицкий алюминиевый завод, люди с детства страдают флюорозом зубов и костей, а также заболеваниями дыхательных путей). Вот почему практически все ведущие алюминиевые компании постепенно закрывают "содерберговские" производства: сегодня по этой технологии в мире выплавляется не более 15% первичного алюминия.
Заводы, работающие "по Содербергу", проще закрыть и на их месте возвести новые. Но это громадные капитальные затраты, не совпадающие с базовым постулатом либеральной экономики - "прибыль, ничего кроме прибыли". В то же время игнорировать интересы общества также нельзя. Вот почему около десяти лет назад "русаловская" наука предложила усовершенствованную технологию "экологичный Содерберг". Модернизация только одного корпуса Красноярского алюминиевого завода заняла пять лет и поглотила более $300 млн. Что делать с остальными "красноярскими" мощностями и десятью оставшимися "содерберговскими" предприятиями "Русала" в условиях кризисной конъюнктуры, запредельной закредитованности и фактической убыточности - непонятно.
Здесь самое место бенчмаркингу и KPI. В настоящее время на "русаловских" предприятиях в основном используется плавильная технология РА-300 (та самая допотопная технология Содерберга). Технология РА-400 ("усовершенствованный Содерберг") по большому счету до сих пор проходит испытания, а РА-500 существует лишь в проекте. Применение РА-300 позволяет выплавлять до 2,4 т,
РА-400 - до 3,0 т, РА-500 - до 4,0 т первичного алюминия в день на единицу производственных мощностей. В то же время более современные и экологичные технологии Rio Tinto Alcan (Ar-36 и АР-40) в сопоставимых единицах производственных мощностей уже сегодня дают выработку в 3,0 т, а строящиеся (не проектируемые!) предприятия по технологии АР-60 выйдут на уровень более 4,5 т в день (здесь и далее данные корпоративных сайтов компаний, а также собственные расчеты автора).
Такая же история с энергопотреблением. "Русаловская" РА-300 "съедает" до 13 700 кВтч на тонну алюминиевого эквивалента, РА-400
будет расходовать 13 500 кВтч/т, РА-500 - 13 100 кВтч/т. Между тем энергопотребление на Rio Tinto Alcan уже сейчас меньше 13 200 кВтч/т (АР-60 снизит данный показатель ниже 13 000 кВтч/т), а внедрение испытываемой технологии HAL4e в Norsk Hydro уменьшит энергопотребление до 12 500 кВтч/т (сегодня базовая технология Norsk Hydro HAL300 расходует до 13 200 кВтч/т). Да что там, обладая самыми низкими тарифами, "Русал" потребляет больше всего электроэнергии среди всех мировых производителей "крылатого металла".
Как следствие, в "Русале" самая низкая производительность труда среди крупнейших мировых производителей алюминия (за исключением китайской Chinalco): по итогам 2011 г. всего 160 т/чел. Для сравнения: у Rio Tinto Alcan - 350 т/чел., у Norsk Hydro - 380 т/чел., у BHP Billiton - 580 т/чел. Схожая картина с почасовой оплатой работников: у "Русала" - $8, у Rio Tinto Alcan - $40, у Norsk Hydro - $31, у BHP Billiton - $13.
Неэффективность операционного управления в "Русале" наиболее наглядна при сопоставлении финансовых KPI компании и ее конкурентов. За 2007 - 2011 гг. выручка "Русала" (производство бокситов, глинозема и алюминия) снизилась на 14%, тогда как у Chinalco возросла на 33%, а у Rio Tinto Alcan - на 72%. Капитальные затраты на производство бокситов, глинозема и алюминия по итогам 2011 г. в "Русале" составили порядка $600 млн, в Rio Tinto Alcan - $2 млрд, в Norsk Hydro - без малого $8 млрд. Наконец, чистая прибыль в 2011 г. в "Русале" (без участия в ОАО "Норильский никель") зафиксирована в размере $237 млн, тогда как у Norsk Hydro - более $1 млрд, а у Rio Tinto Alcan - почти $7 млрд. Кризис был, говорите? Избирательный он какой-то, не правда ли?
В ближайшие годы основными и, заметим, неконкурентными преимуществами "Русала" как были, так и останутся не модернизированные мощности, а низкие энерготарифы, минимальные расходы на оплату труда и "грязные" технологии. Средств на модернизацию у "Русала" объективно нет - проектный анализ показывает, что минимальный объем инвестиций с целью полного отказа от "Содерберга" должен составлять не менее $600 млн в год. Для справки: Китай закрыл последний такой завод в 2005 г., Norsk Hydro отказалась от этой технологии в 2009 г., Канада установила крайний срок прекращения производства "по Содербергу" в 2015 г.
Возможно, и в этом году "Русал" также закроет ряд предприятий (по всей вероятности, в первую очередь "под сокращение" попадут Богословский, Кандалакшский и Надвоицкий алюминиевые заводы), причем сделано это будет, как нам объяснят, прежде всего "по экологическим соображениям", а не вследствие слабой работы менеджмента. Можно предположить и дальнейший сценарий развития событий: никакой модернизации не последует, заводы подведут под банкротство, а люди, как когда-то в Пикалево, окажутся на улице. Будем надеяться, что на этот раз президент потребует от Дерипаски не ручку вернуть, а всю отрасль. Долги же оставить себе. На сдачу.