Алюминиевая вилка

Совладелец СУАЛа Виктор Вексельберг находится в шаге от продажи своего алюминиевого бизнеса. Рынок будоражат слухи о том, что предприниматель готов объединить свой металлургический актив с «Русским алюминием» Олега Дерипаски. Если сделка состоится, будет создан крупнейший в мире производитель первичного алюминия. Его капитализация может превысить $20 млрд. По оценкам аналитиков, в этом случае Дерипаска получит 75% объединенной компании, а Вексельберг с партнерами – блокирующие 25% плюс1 акция.

«Объединение компаний, если оно состоится, будет выгодно для обеих сторон, – говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. – Дерипаска уже много лет пытается построить глобальную компанию по производству алюминия. СУАЛ, учитывая благосклонность регулирующих органов и якобы даже президента, вписывается в эту стратегию». «Русалу» в том числе достанутся сырьевые активы, недостаток в которых испытывает холдинг. В любом случае единой компании будет проще консолидировать другие фирмы и конкурировать на мировом рынке. Вексельберг тоже не прочь выгодно продать алюминиевый бизнес, который оценивается более чем в $5 млрд. В условиях высоких цен на металлы сейчас хороший момент для фиксации прибыли. «Именно поэтому СУАЛ готовится к IPO на Лондонской фондовой бирже – это позволит оценить бизнес перед сделкой», – говорит Парфенов. Кроме того, совладелец СУАЛа развивает другие направления бизнеса, в частности, в химической отрасли, энергетике и ЖКХ. По мнению экспертов, Вексельберг частично разочаровался в металлургии и намерен развивать другие проекты.

Виктор Вексельберг ищет партнеров уже несколько лет: привлечения сторонних инвестиций требует миллиардный проект нового алюминиевого завода «Коми Алюминий». О продаже компании или объединении бизнеса СУАЛ вел переговоры с Alcoa, Alcan, Anglo American и Hydrо. А в 2003 году было объявлено о слиянии с Fleming Family & Partners. Но сделка не состоялась, так как иностранцы не смогли выполнить все условия предстоящего объединения. Олег Дерипаска также проявлял большой интерес к СУАЛу. Однако конкуренты отказывались обсуждать тему слияния публично. «Если это будет выгодно с точки зрения бизнеса, то почему бы и нет?» – заявил в начале года Вексельберг. «Все возможно, история знает разные случаи», – ответил на это директор по международным и специальным проектам «Русала» Александр Лившиц. В обеих компаниях утверждали, что говорить о каких-либо деталях преждевременно, а их сотрудничество ограничивается лишь проектом «Коми Алюминий». Сейчас они по-прежнему отказываются от комментариев на эту тему.

Аналитики не исключают, что слияние «Русала» и СУАЛа может затянуться или не состояться вовсе. Дело в том, что за «Русалом» до сих пор тянется череда неразрешенных корпоративных конфликтов. В частности, бывший партнер Дерипаски по алюминиевому бизнесу Михаил Черной утверждает, что глава «Русала» не выполнил условий соглашения и задолжал ему $3 млрд. Виктору Вексельбергу также предстоит разделить бизнес с Леонидом Блаватником, которому принадлежит половина СУАЛа. По мнению Парфенова, Вексельберг выиграет, даже если сделка не состоится. Только на слухах о предстоящем слиянии СУАЛ может удачно провести IPO.