Top.Mail.Ru
архив

Алюминиевый автопром

В ближайшем будущем производство автомобилей в России вполне может превратиться в монополию. Держать ее будет финансово-промышленный гигант "Сибирский алюминий". Первый шаг - приобретение контрольного пакета акций предприятия "Павловский автобус" - был сделан минувшим летом. 

Анализируя новое направление деловой активности "Сибалюминия", эксперты были единодушны: аппетиты металлургов ПАЗом не ограничатся. По мнению аналитиков, стратегическими целями холдинга являются крупнейшие отечественные автозаводы - Волжский и Горьковский. Прогнозы косвенно подтверждались и руководством "Сибала", не исключавшим, что за ПАЗом вполне могут последовать ЛиАЗ и АвтоВАЗ. Однако последние события на фондовом рынке заставляют предположить, что следующим объектом внимания алюминиевых королей станет ГАЗ.

Интерес группы "Сибирский алюминий" к предприятиям отечественного автопрома имеет вполне логическое объяснение. Даже несколько. Начнем с того, что чисто сырьевой бизнес, составлявший доселе основу благосостояния компании, в перспективе не может рассматриваться как самодостаточный. Осознавая это, руководство группы выстраивает вертикально интегрированный холдинг, предприятия которого охватывают весь "технологический цикл" - от добычи бокситов до производства алюминиевой фольги и пивных банок. В эту схему легко укладывается и автозавод, выпускающий конечный продукт, значительную часть себестоимости которого составляет цена металла, в частности алюминия. Более того, можно предположить, что руководство "Сибалюминия" заинтересовали планы производства автомобилей с алюминиевыми кузовами. Например, главный инженер ПАЗа Василий Каплун выражал надежду, что при содействии новых хозяев завода можно будет наладить выпуск алюминиевых автобусов.

Впрочем, автобус - это не пивная банка. На сегодняшний день серийное производство алюминиевых автобусов удалось освоить только шведам Volvo и Scania. К тому же при всех эксплуатационных преимуществах (экономичность, долговечность) автобусов с алюминиевыми кузовами их цена значительно превышает стоимость стальных аналогов.

Выбор "Павловского автобуса" в качестве пробного шара в новой для металлургов игре также вполне понятен. Во-первых, ПАЗ едва ли не единственный стабильно работающий автобусный завод в России. Во-вторых, это не автогигант со свойственным такого рода предприятиям грузом финансовых проблем: задолженность ПАЗа оценивается примерно в $15 млн (для сравнения: ГАЗ должен только Европейскому банку реконструкции и развития и Автобанку около $80 млн). Наконец, принимая во внимание социальную значимость выпускаемой продукции, вполне логично было бы предположить, что "Сибирский алюминий" рассчитывает на госзаказ.

Металлурги-автолюбители

Комментируя сделку с ПАЗом, эксперты высказывали мнение, что интерес металлургического холдинга к автобусному заводу не случаен. Так, аналитик инвестиционной компании "АТОН" Александр Агибалов считает, что ПАЗ следует рассматривать как стартовый проект для интеграции "Сибалюминия" в автомобильную промышленность. По его мнению, освоившись на новом рынке, холдинг попытается приобрести контроль и над другими автозаводами.

Примечательно, что возможности дальнейшего проникновения на авторынок не отрицал и топ-менеджмент "Сибирского алюминия". По словам вице-президента группы Евгения Иванова, "теоретически нельзя исключать, что за ПАЗом не последуют ЛиАЗ и АвтоВАЗ". Впрочем, сделав прозрачный намек, руководство холдинга тут же отыграло назад: сперва, мол, должен заработать проект с ПАЗом.

Между тем еще весной в Самаре и Тольятти началась активная скупка акций АвтоВАЗа. По признанию председателя совета директоров Волжского автозавода Владимира Каданникова, на открытом рынке обращается до 37% акций. Компания, которая сумеет аккумулировать эти ценные бумаги, станет крупнейшим акционером и фактическим хозяином предприятия.

Тогда же, по свидетельству советника президента ГАЗа Геннадия Суворова, в нижегородских СМИ развернулась антигазовская кампания, "призванная дискредитировать действующее руководство акционерного общества и доказать, что оно ведет завод к коммерческому краху". Однако смена руководства предприятия является, по мнению Суворова, своего рода программой-максимум. Ближайшая цель заказчиков "PR-кампании" - сбить цены на акции завода и приобрести возможно более крупный пакет.

Уличный рынок на автозаводе действительно оживился. По свидетельству нижегородских биржевиков, держатели бумаг ГАЗа из числа работников предприятия продают обыкновенные акции по $30 за штуку. По данным "Ко", в руках трудового коллектива сосредоточено порядка 12% акций.

В начале октября в РТС, где котируются ценные бумаги ГАЗа, на акции предприятия сложился буквально ажиотажный спрос. По данным инвестиционной компании "АТОН", за две недели акции ГАЗа выросли на 40%. При этом аналитики констатируют изменения в составе акционеров компании. В частности, небольшой пакет (чуть более 6%) приобрел Chase Manhattan Bank, прежде бумагами ГАЗа не интересовавшийся. Доли же старых акционеров завода заметно сокращаются. Так, пакет банка CS First Boston, составлявший в начале года 13,91%, похудел к середине лета до 9,64%.

Возросший интерес к ценным бумагам ГАЗа и постоянные упоминания "Сибалюминия" в связи с их массированной скупкой вынудили руководство холдинга выступить с опровержением. По словам первого заместителя начальника управления общественных связей "Сибирского алюминия" Алексея Зловедова, "появившиеся в ряде СМИ сообщения о том, что "Сибалюминий" скупает акции ГАЗа, - полная чушь". Любопытно, что пресс-релиз аналогичного содержания выпустил и сам ГАЗ.

Между тем, заявляя о своей непричастности к ажиотажу вокруг автозавода, холдинг формально может и не грешить против истины. Вполне возможно, что скупку акций осуществляет не непосредственно "Сибал", а аффилированные с ним структуры. Есть и другой вариант: металлурги нанимают западный инвестиционный банк, который и занимается выкупом акций автозавода у иностранных держателей. Кстати, доля зарубежных компаний или их российских представительств в акционерном капитале ГАЗа, по разным оценкам, составляет от 20% до 40%. Демарш же представителей "Сибалюминия" можно трактовать как попытку успокоить рынок и сбить ажиотажный спрос на акции ГАЗа, подогреваемый слухами об их скупке "Сибалом".

Как бы то ни было, по свидетельству информированного источника из числа акционеров ГАЗа, в настоящее время "Сибалу" принадлежат уже 15 - 23% акций завода. И непохоже, чтобы металлурги собирались на этом остановиться.

ЕБРР может испортить всю обедню

Впрочем, предрекать скорую победу "Сибирского алюминия" пока рано. Дело в том, что на участие в акционерном капитале автозавода претендует еще одна финансово-промышленная группа - "Альфа".

Сейчас ей принадлежат около 5% акций ГАЗа. Причем, имея долгие и прочные связи с руководством завода (наряду с Автобанком Альфа-банк является крупнейшим расчетным банком ГАЗа), "Альфа" рассматривает автозавод в качестве стратегического инвестиционного проекта. По словам первого заместителя председателя правления Альфа-банка Андрея Косогова, "Альфа" намерена оказать содействие руководству ГАЗа в решении долговых проблем предприятия и разработке долгосрочной экономической программы.

Однако все усилия обеих ФПГ вполне могут пойти прахом. Не исключено, что в самое ближайшее время ситуация в акционерном обществе Горьковского автозавода кардинально изменится. Роль главного акционера ГАЗа может достаться ЕБРР. Как уже было сказано, завод задолжал банку изрядную сумму (порядка $65 млн). За неимением живых денег руководство ГАЗа предлагает конвертировать долг в акции. Для этого планируется дополнительная эмиссия с увеличением уставного капитала на $100 млн (будет выпущено 2,5 млн простых акций по цене $40 за штуку). Таким образом, в случае согласия ЕБРР принять ценные бумаги ГАЗа в счет долга банк автоматически становится обладателем контрольного пакета, отодвинув остальных претендентов на второй план.

Приглашая ЕБРР на роль главного собственника, руководство ГАЗа, что называется, убивает одним выстрелом двух зайцев: расплачивается с долгами и перекладывает заботы о благоденствии предприятия на плечи бывшего кредитора. Вот только нужно ли это самому ЕБРР?

Как бы то ни было, ажиотаж вокруг акций ГАЗа явно идет на пользу предприятию: только в октябре рыночная капитализация АО выросла почти на $24 млн. Счастливым образом разрешилась и проблема бюджетной задолженности (на сегодняшний день она составляет 1,1 млрд руб., из которых более 700 млн подлежит списанию). По словам Бориса Немцова, активно лоббировавшего реструктуризацию долгов завода на правах посланца ГАЗа в Госдуме, "до принятия этого решения существовала реальная угроза банкротства и перепродажи предприятия". Теперь она, надо полагать, снята.

Еще по теме