Top.Mail.Ru
архив

Амбиции дистрибуторов

На фармацевтическом рынке действует классический закон: «Богатые становятся богаче, а бедные беднее». Пока одни дистрибуторы лекарственных средств разоряются, другие наращивают обороты. В прошлом году объемы продаж крупнейших дистрибуторских компаний впервые перевалили за отметку в полмиллиарда долларов.

 

Крупные дистрибуторы – хребет фармацевтического рынка. У каждого из них создана мощная инфраструктура: филиалы по всей стране, автопарк, склады. По экспертным оценкам, на 10 – 15 оптовых компаний приходится около 90% оборота лекарственных средств. Именно дистрибуторы – а не производители и не аптеки – диктуют цены. И их влияние на бизнес остальных участников рынка с каждым годом растет.

Лидерами рынка по итогам 2002 года является бессменная тройка: «ЦВ Протек» (оборот $650 млн), «СИА Интернейшнл» ($500 млн) и «Шрея Корпорейшнл» (в 2001 году – $250 млн). Другие крупные дистрибуторы: компания «Аптека-холдинг» (оборот порядка $120 млн), новосибирские фирмы «Россиб Фармация» ($100 млн) и «НПК Катрен» ($90 млн).

 

Не Италия

«Сейчас на пятерых крупнейших российских фармдистрибуторов приходится 40 – 45% оборота рынка, а два года назад этот показатель составлял 30 – 33%. Рост концентрации налицо, – говорит Игорь Рудинский, гендиректор компании «СИА Интернейшнл». – В Европе львиная доля оптового лекарственного рынка принадлежит всего лишь нескольким дистрибуторским компаниям: Celesio, AllianceUniChem, Phoenix. Исключение составляет Италия, где работают около 300 оптовиков. Но в любом случае это не 2200 предприятий, как в России». Впрочем, к концу нынешнего года мы сможем немного приблизиться к итальянским показателям: количество оптовиков существенно уменьшится.

По мнению Сирмы Готовац, гендиректора группы компаний «Ремедиум», дистрибуторское звено – наиболее динамичный сегмент фармацевтического рынка. В прошлом году расклад сил среди дистрибуторов серьезно изменился. Обанкротилась компания «Инвакорп» (одним из ее акционеров был фонд «США – Россия»), еще два года назад занимавшая пятое место в табели о рангах. По мнению экспертов, одной из причин стало то, что «Инвакорп» не смогла быстро среагировать на изменение конъюнктуры: появились крупные аптечные сети, требующие прямой доставки, вырос спрос на импорт, начался процесс консолидации дистрибуторов. В прошлом году ушли с рынка компания «Вита+» (22% ее акций тоже принадлежали американскому фонду) и лидирующая на Северо-Западе компания «Хитон».

Пока одни дистрибуторы теряли позиции, другие сумели серьезно поправить свои дела. Региональная компания «Катрен», например, по итогам 2002 года вошла в пятерку крупнейших игроков национального рынка. За год объем импорта у нее увеличился более чем в два раза, что повлекло за собой почти двукратный рост оборота – с $52 млн до $90 млн. Акционером компании с 2000 года является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Гендиректор «Катрен» Леонид Конобеев ставит перед компанией амбициозную цель: занять 15% российского рынка, а также начать работать в других странах.

Прошлый год стал годом первых слияний. В декабре новосибирская «Россиб Фармация», питерская «Фарм Тамда 77» (50% акций принадлежит финской дистрибуторской компании Tamro) и московская «Артромед» объявили о создании единой компании «Роста». Совокупный оборот трех дистрибуторов в 2002 году составил $180 млн. После завершения объединения у «Росты» будет 20 представительств и 31 филиал. «Роста» претендует на 10% рынка.

В 2003 году передел фармрынка продолжился. «Основная тенденция – укрупнение дистрибуторов путем слияния, поглощения и развития – остается превалирующей», – уверен Андрей Ларичев, директор по связям с общественностью ЗАО ЦВ «Протек». По его словам, конкуренция на рынке становится все жестче, доходность операций снижается, а появления новых дистрибуторов вряд ли стоит ожидать.

 

Низкий процент

Рентабельность фармдистрибуторов невелика: 1 – 2%. Это основная причина, побуждающая их искать дополнительные источники прибыли. Кто-то пытается наращивать объемы продаж, поглощая конкурентов, кто-то осваивает производство и розничную торговлю.

«Дистрибуторы созрели для создания вертикально интегрированных структур, – говорит Настасья Иванова, гендиректор смоленской компании «Теремок». – Крупные компании ищут возможность эффективно распорядиться накопленными финансовыми ресурсами. Они обзаводятся собственной розничной сетью и открывают производства. Это позволяет им управлять торговыми наценками, логистикой и соответственно конечной ценой. Однако существенных дивидендов, на мой взгляд, им это не приносит, и пока можно говорить только о намечающейся тенденции».

Действительно, производственные проекты дистрибуторов можно пересчитать по пальцам. В 1999 году заработало предприятие «Сотекс» (инвестиции акционеров «Протека», среди которых венгерская компания GedeonRichter). В 2000 году в прайс-листах нескольких компаний появились их собственные названия: «Шрея» и «Доминанта-Сервис» вывели на российский рынок лекарства, выпущенные на принадлежащих им заводах в других странах. «Мы начали производить лекарства под собственной маркой за рубежом три года назад, – говорит Сашо Добрев, коммерческий директор «Доминанты». – Отчасти для увеличения прибыли, отчасти для раскрутки своего брэнда».

Компания «Фармимэкс», давно сотрудничавшая с костромским заводом «Ортат», начала работать и с подмосковным заводом «ФармаВид», поставляя субстанции и помогая реализовать готовые лекарства. В 2002 году количество фасуемых на предприятии канадских препаратов выросло с 8 до 18 наименований. «СИА Интернейшнл» купила производство шприцев.

 

Тяжелая индустрия

Почему дистрибуторы так неохотно организуют собственное производство? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, почему в России в целом фармацевтическая промышленность развивается очень медленно.

По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», в первом квартале 2003 года объем производства лекарств в России вырос (в ценовом выражении) всего на 15% – при том, что импорт увеличился на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сейчас отечественные заводы в основном либо занимаются фасовкой импортных лекарств, либо производят дженерики. Уровень рентабельности производственных компаний остается низким. И это неудивительно, если учесть, что 53% изготовленных в России лекарств продаются в розницу по цене ниже 10 руб.

Дистрибуторы, через склады которых проходят как российские, так и импортные препараты, прекрасно понимают, что на дешевых российских лекарствах миллиардов не заработать. Но и инвестировать в открытие новых, современных производств, позволяющих выпускать дорогостоящие препараты, они не спешат. «По моему мнению, вероятность того, что российские дистрибуторы будут вкладывать средства в разработку новых лекарственных препаратов, невелика. Разработка нового препарата требует около $800 млн. Сомнительно, что российские дистрибуторы располагают достаточным количеством свободных средств, чтобы можно было вложить их в исследования», – говорит Кеннет Пейн, консультант BostonConsultingGroup. По мнению Пейна, если дистрибуторам и имеет смысл организовывать собственное производство, то делать это нужно на базе уже существующих предприятий.

Одним из наиболее известных примеров может служить создание производства онкологических препаратов «Лэнс-фарм» на базе Покровского завода биопрепаратов во Владимирской области (в начале 1990-х компания «Лэнс» была оптовиком). В конце 2001 года 100% акций «Лэнс-фарма» купила компания «Верофарм», входящая в холдинг «Время» («Аптеки 36,6»).

Холдинг «Отечественные лекарства» в апреле разместил на ММВБ облигационный заем, чтобы переоборудовать по новым стандартам свое крупнейшее предприятие «Красфарма». У «Верофарма» тоже появились средства на модернизацию – после размещения акций «36,6» на бирже.

Многие компании стремятся обновить ассортимент. Тот же «Верофарм» в 2002 году зарегистрировал 30 новинок. А «Нижфарм» не прочь приобрести уже известные брэнды у других производителей. Компания фигурировала в числе претендентов на активы ICN (американская корпорация продает сейчас пять своих российских заводов). По словам Вадима Кормилицына, гендиректора компании «Эманси», производящей косметику, его фирма ведет переговоры о продаже «Нижфарму» своей марки «Диво».

 

Торговый бум

Если инвестиции в производство дистрибуторам пока не под силу, то создание собственных розничных сетей стало уже настоящей тенденцией. Сети есть у тюменской компании «Фармация», волгоградского «Волгофарма», башкирской группы компаний «Лемм», у «Доминанты-Сервис». У питерской компании «Фармакор», например, уже 97 точек.

Озвучивались планы по открытию 300 аптек «Ригла» на территории России до конца года (сейчас их 40). Стратегическим партнером сети выступает «Протек». Эта компания по натиску, кажется, обогнала основного конкурента – «СИА Интернейшнл». Последняя начала строить сеть аптек в том же 2001 году, и сейчас в Москве действует 21 аптека под вывеской «Фармир». «СИА» не занимается их управлением, но поставляет 90% ассортимента.

Параллельно созданию собственных сетей многие дистрибуторы расширяют набор услуг для других аптек. Кроме того, они стараются более плотно работать с корпоративными заказчиками, в первую очередь с клиниками. Недавно, например, «СИА Интернейшнл» совместно с американской фармацевтической компанией MerkSharp & Dohme заключила с московским правительством договор на индивидуальные поставки медикаментов в больницы города – для каждого конкретного пациента.

Такие масштабные соглашения оставляют небольшим компаниям все меньше пространства для маневра. По мнению Александра Бородина, коммерческого директора компании «НП Центр медицинских инноваций», мелкие оптовики пока держатся лишь за счет персонального подхода к клиентам, но скоро это закончится. Узкие ниши, где еще недавно небольшие компании чувствовали себя вполне спокойно, постепенно входят в сферу интересов более крупных игроков. В течение ближайших лет к ним начнет переходить и бизнес более мелких фирм. «Национальные дистрибуторы будут работать в регионах напрямую, без региональных представителей», – прогнозирует Кеннет Пейн.

Государство, со своей стороны, невольно способствует концентрации дистрибуторских компаний, меняя правила игры не в пользу бедных. По мнению участников рынка, многократное повышение издержек по сертификации фармпрепаратов ведет к еще большему снижению доходности, что, в свою очередь, приведет к разорению одних компаний и уходу в тень других. К лидерам это не относится: по крайней мере и «Протек», и «СИА Интернейшнл» не только не собираются сбавлять обороты, но даже задумываются о том, чтобы выйти на фондовый рынок.

Еще по теме