Top.Mail.Ru
архив

Американец из Ленинграда

 

Александру Малчику всегда удавалось невозможное. В 70-е он женился на иностранке, умудрившись остаться на посту комсомольского лидера. В 74-м строил атомную электростанцию в Орегоне, будучи выходцем «из-за железного занавеса». В 92-м он решил продавать элитный кофе в «чайной» Москве. Его компания «Монтана Кофе» до сих пор на рынке и лидирует в своем сегменте.

 

Компания «Монтана Кофе» – российское предприятие со стопроцентным американским капиталом. В прошлом году производство компании в Москве выросло на 20% и составило 150 тонн. Это немного. Но кофе в зернах от «Монтаны» – элитный. Именно его чаще всего закупают растущие в крупных городах сети кофееен, рестораны, отели, супермаркеты. Оборот возглавляемой американцем Малчиком компании в 2001 году составил $2,5 млн. В 2002 году «Монтана Кофе» открыла первую кофейню из будущих двадцати двух на «Парке культуры». Александр Малчик мечтал об этом с того дня, как начал кофейный бизнес в России. Мечта воплотилась в жизнь лишь через десять лет. Кстати, все желания этого человека рано или поздно осуществляются.

В детстве ленинградец Александр Малчик хотел быть инженером. В 15 лет он пошел работать на завод «Электрик», но по вечерам продолжал учиться. В 17 лет парнишка получил четвертый слесарский разряд (самый высокий – шестой). А вскоре – и целевое направление на электромеханический факультет Ленинградского политеха. Через пять лет он вернулся на родной завод уже инженером.

В институте Александр Малчик проявил себя как комсомольский и профсоюзный лидер. По путевке институтского комитета ВЛКСМ он попал на встречу с американскими студентами в ленинградском Доме дружбы с народами зарубежных стран. Эта встреча изменила всю его дальнейшую жизнь – Малчик встретил американку Лолет, на которой в 1970 году женился.

Тогда, в 70-е, на заводе настолько опешили от брака Малчика, что даже оставили его на посту заместителя секретаря комсомола по идеологической работе. Вскоре у молодых родилась первая дочь (всего их будет три). Они всерьез планировали остаться жить в Ленинграде, но милиция и чекисты слишком часто заходили побеседовать вкрадчивыми голосами. Стало неуютно. С отъездом же за границу была целая история – мужей в 70-е не выпускали. Малчик пытался делать все легально: ходил в ОВИР, ездил в Москву, в МВД, но все безрезультатно. Жена его действовала решительнее. В американской прессе поднялся шум, и, после того как сенатор Джексон ультимативно предъявил послу Добрынину список из 17 фамилий, Малчика выпустили. Грин-карту он получил прямо в аэропорту прилета. «Я не рвался активно в Америку. Получилось, что уехал по семейным обстоятельствам».

 

Карьера по-американски

По приезде он устроился чертежником в Сиэтле. Потом стал инженером по приборам в строительной организации, проектировавшей нефтяные заводы и атомные электростанции. В 1974 году выходец из СССР участвовал в строительстве атомной электростанции в штате Орегона. «В первые же месяцы я четко осознал, что судьба моя зависит только от меня. Именно это было шоком. В СССР поддержка жизни полностью была на государстве: учеба, медицина, трудоустройство. Но правильнее, по-моему, как в Америке – никто тебя не ведет». В 1977 году Александр Малчик окончил аспирантуру в Монтане по системам управления. Но разваливалась фирма, где он был инженером, руководителем группы, и Малчик шел мыть посуду, строить дома. Самый высокий пост он занимал в Калифорнии – был вице-президентом компании US Thermoelectric.

Любимым же местом его работы была небольшая компания Orionics в Монтане. Фирма занималась самыми передовыми разработками: установки для сварки стекловолокна и приборы для лазерной диагностики кабелей тогда еще никто, кроме нее, не делал. Вскоре агрессивную маленькую фирму выкупила крупная корпорация Amatek и перевела бизнес в Пенсильванию. Главный инженер Александр Малчик от переезда отказался. Пока искал следующую работу, был лесорубом. «Мой опыт от чернорабочего до руководителя сыграл большую роль в том, как я управляю фирмой сейчас. Я не успевал забывать, что такое работать руками. И круг общения был широк: от фермера, простого индейца до нобелевских лауреатов, президентов крупных корпораций. Кругозор играет большую роль в управленческих навыках». Александр Малчик убежден, что руководитель – это такая же профессия, как и слесарь. «Тоже требуются талант, навыки и опыт. Только ответственности больше и соответственно больше денег».

 

Проводник новой идеологии

В Америке Александр Малчик пристрастился к кофе. У него появились друзья в кофейном бизнесе: общительный от природы, он быстро сходился с владельцами кофеен, в которых был завсегдатаем. Переехав в городок Уайтафиш, Малчик познакомился c владельцами компании Montana Coffee Traders, которые обжаривали и продавали около 350 видов высококачественного кофе. Он даже немного поработал у них, консультируя в области управления. Но тогда кофе интересовал Малчика исключительно как хобби.

Однажды в 1990 году Малчик прочел в газете о приезде делегации российских электронщиков в Силиконовую долину. «Я поехал туда из любопытства, а получилось так, что я вел этот саммит. После чего крупные компании – такие, как Sun Microsystems, Cyprus Semiconductor, – пригласили меня стать их консультантом по ведению бизнеса в России».

Малчик приехал в Москву и организовал для Sun Microsystems встречу с академиком Бабаяном, положившую начало серьезной деятельности корпорации в России. Он продолжал жить в США, наезжая в Москву по мере надобности и консультируя самые разные компании по самым разным поводам. PepsiCo, например, обращалась к Малчику по поводу проекта экспорта водки «Столичная».

Консультируя крупные компании, он понял, что работа их в России была в то время неэффективной. Ее оправдывали лишь расчеты на будущее. «Русские говорили правильные бизнесовые слова, не зная их значения, а американцы считали специалистом каждого, кто говорит по-английски. Я загорелся идеей делать в России бизнес по западным стандартам, но отлично понимал, что это должен быть не очень большой бизнес». Малчик решил заниматься кофе. «Кофе-индустрия изменила образ жизни американцев на моих глазах. В 71-м в Сиэтле появился Starbucks, рынок стал стихийно расти. А в 89-м даже в резервации в Монтане была отличная сеть кофе-шопов. Я уговорил друзей попробовать работать в России».

Совместно с Montana Coffee Traders он вложил в бизнес $50 тыс. История «Монтана Кофе» началась в феврале 1992 года в комнатке площадью 75 кв. м на втором этаже Таганского гастронома. Трое из шестерых сотрудников работают в фирме по сей день. Это президент Александр Малчик и его замы – Олег Гришенков и Ольга Трухачева. В 1992-м Ольга собственноручно жарила кофе. Сейчас она исполнительный директор и жена Малчика.

 

Предсказатель кофейного бума

Первыми клиентами «Монтана Кофе» были журналисты тогда же возникшей газеты The Moscow Times. Сначала компания ориентировалась на экспатов. Вскоре элитный кофе в герметичных пакетиках с сильным ароматом появился в дорогих супермаркетах столицы – в Irish House, Garden Ring, Green Field, «Садко Аркада» и «Новоарбатском». Убедившись, что дело пошло, Малчик снова уехал в США. Но вскоре вынужден был вернуться. Долю Montana Coffee Traders, пожелавшей выйти из бизнеса, выкупил другой знакомый Малчика – медиа-магнат Марти Помпадур. Инвестируя, он поставил условие: совладелец Александр Малчик должен ехать в Россию и сам управлять компанией. «Я вернулся в 1994 году, когда ситуация была достаточно критической. Рынок изменился, появились конкуренты, да и сама компания стала крупнее. Пришлось создавать инфраструктуру, создавать принципы корпоративной культуры, формировать отделы».

В 1998 году для Малчика снова наступило время серьезных менеджерских решений. «Я собрал всю компанию и объявил людям, что мы будем жить в новом мире. С рублевой зарплатой. Всем, кроме начальства, поднял ее на 15%». Компанию покинул лишь один человек – американец. Александру Малчику удалось удержать и своих дистрибуторов, сохранив (себе в убыток) докризисную систему товарного кредита. «Про Александра Малчика могу сказать, что это руководитель с большим терпением. Ему приходилось решать много трудностей, но он смог удержать курс компании и развивать ее в непростых условиях», – говорит Джерри Рудицер, владелец сети кофеен «Кофе Бин», закупающей у «Монтана Кофе» незначительную часть ассортимента.

Начиная кофейный бизнес в России, Малчик хотел делать кофейни сам. Но до 2002 года его компания только смотрела на увеличение заказов от постоянных клиентов «Кофе Zen», «Кофе Тун», «Кофе In». Профессионал Малчик ждал, когда бизнес этот станет не только модным, но и доходным. Открыв одну точку на «Парке культуры», он не знает, когда откроется следующая кофейня: прежде чем тиражировать проект, надо до мелочей отработать технологию.

Решив-таки создавать сеть собственных кофеен, Александр Малчик провел реструктуризацию компании. Прежде всего он разделил производящую компанию и компанию, развивающую сеть кофеен. Кофейни Montana Coffee (по бизнес-плану за два года появится 22 точки) станут покупать у компании кофе на тех же условиях, что и остальные. Причем сохранятся все эксклюзивные договоры с чужими кофейнями на поставку определенных сортов определенной жарки.

Выделилась в отдельную структуру и сервисная служба «Монтана Кофе». «Кофе Мир Сервис» – самая профессиональная на рынке группа по обслуживанию кофейного оборудования, – утверждает Александр Малчик. – Они работают как с нашими клиентами, так и с другими фирмами. И не имеют права рекламировать наш кофе». Эти две меры позволят компании расширять круг клиентов и частично диверсифицировать бизнес.

Головная компания, по словам Малчика, будет теперь развиваться скачкообразными темпами. В ближайшие три года планируется вложить в развитие $3 млн.

Россияне начинают пить хороший кофе. Немалую роль в этом сыграла и возглавляемая Александром Малчиком ассоциация производителей кофе, куда входят все крупные игроки. В частности, она инициировала создание нового ГОСТа на растворимый кофе, который скоро вступит в действие. «Он очень профессионален как менеджер, с ним приятно общаться как с человеком. К тому же он один из крупнейших в России экспертов как по продукту, так и по рынку», – говорит Юрий Снегирев, менеджер по маркетингу компании Kraft Jacobs, входящей в ассоциацию.

Кроме кофе Александр Малчик любит горные лыжи и горные прогулки. Только первая страсть практически не оставляет времени на две другие.

 

Александр Малчик

Возраст: 57 лет

Профессиональный опыт:

1992 – по настоящее время: президент компании «Монтана Кофе»

1971 – 1992: разные компании в США, от чернорабочего до вице-президента

1960 – 1971: ленинградский завод «Электрик», от слесаря до инженера

Образование: Ленинградскийполитехнический институт, специальность «автоматика и телемеханика»

Личная информация: любит кофе, ходит в ковбойской шляпе

Еще по теме