Амнистия за дробление бизнеса: вопросы остаются

29.07.202411:30

В России с июля начала действовать амнистия для бизнеса за дробление с целью применения льготных спецрежимов, в частности, упрощенной системы налогообложения (УСН). Изначальный срок ее применения — 1 января 2025 года — сдвинули на полгода назад и формально она началась 12 июля. 

Федеральная налоговая служба (ФНС) начала практическую работу по проведению амнистии, направив в территориальные органы письмо с обобщенной судебной практикой по таким делам, поскольку на местах возникают вопросы, сообщает РБК.

Налоговые консультанты подтвердили, что более ранний старт амнистии позволит увеличить количество налогоплательщиков, которые смогут ею воспользоваться. Реальное число бизнесов в РФ, которое можно квалифицировать как дробление, не называется, но известно, что с 2018-го по 2023 год общая сумма налоговых доначислений в делах по дроблению составила 56 миллиардов рублей. Суды рассмотрели 643 таких дела. Как рассказал партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов, доначисления с одновременным начислением пеней и наложением штрафов порой губительны для бизнеса, поэтому амнистия рассматривается как шанс для сохранения большого количества работающих компаний.

Также изменения позволят нивелировать риск злоупотреблений со стороны налоговиков, считает партнер BGP Litigation Павел Кондуков. По его мнению, в течение чуть менее полугода до изначальной даты начала амнистии налоговые органы могли бы по своему усмотрению ускорять или замедлять проверки. Это дало бы им возможность лишить того или иного налогоплательщика права на амнистию или же, наоборот, создать благоприятные условия для освобождения от уплаты налоговой задолженности, подчеркнул эксперт.

В письме обозначены признаки, по которым инспекторы должны выявлять такие схемы. Прежде бизнес критиковал нормативное оформление амнистии, утверждая, что оно создает неопределенности и риски для налогоплательщиков. В виде обобщающего обзора ФНС стремится донести не только до налоговых органов, но и до налогоплательщиков критерии отказа от дробления. При этом законодательные критерии носят оценочный характер.

Эксперты утверждают, что несмотря на принятие закона и появление свежего письма ФНС по теме дробления, к амнистии по-прежнему остается множество вопросов.

Так, «довольно неопределенным» выглядит нормативно закрепленное понятие дробления бизнеса, поскольку оно основано на оценочных категориях и использует термины, не имеющие законодательного определения. На это указал руководитель рабочей группы Торгово-промышленной палаты по управлению налоговыми рисками Василий Ваюкин. Он обратил внимание на то, что в недавно принятом законе и в рассматриваемом письме ФНС даются разные формулировки дробления. «Какое из этих понятий будет применяться при реализации амнистии и в дальнейшем — это вопрос без ответа», — сказал Ваюкин.

Наличие двух определений ведет к тому, что предприниматель не будет понимать, как он должен перестроить структуру бизнеса в 2025–2026 годах, чтобы это было признано отказом от дробления. Такая ситуация в будущем приведет к спорам о праве на прощение.

Вадим Зарипов также отмечает, что опора на подобные оценочные категории означает, что амнистия зависит не от того, отказался ли предприниматель от дробления, а от того, посчитал ли налоговый орган его действия отказом. «Разумеется, такая неопределенность снижает мотивацию перейти в новое качество, перестроив бизнес», — уверен Зарипов.

Партнер Б1 Марина Белякова считает, что скорее всего, следует ожидать усиления контроля за деятельностью на УСН, поскольку уплата НДС сделает его более прозрачным для налоговых органов.