Top.Mail.Ru
архив

Амстердамский почтальон

Голландские компании посылочной торговли при поддержке правительства Нидерландов рвутся на российский рынок. Их союзником выступает российское предприятие «Международный почтамт», заинтересованное в

развитии каталожной торговли. «Международный почтамт» хочет разнообразить свой бизнес, но этому могут помешать региональные почтовые управления.

 

По данным европейской ассоциации посылочной торговли EMOTA, мировой объем продаж компаний каталожной торговли составляет ныне около $50 млрд в год. Лидерами каталожного бизнеса являются США и Германия: среднестатистический немец, к примеру, ежегодно покупает через «посылторг» товаров на $225. Россия в этом смысле плетется в хвосте – в нашей стране аналогичный показатель не превышает $1 в год. Соответственно и объем национального рынка торговли по каталогам не превышает $150 млн. Тем не менее голландские компании решили возделывать это непаханое поле.

 

Ясных ответов в России нет

 

Совместный российско-нидерландский проект по созданию Международного центра посылочной торговли будут претворять в жизнь голландская компания TNTPostGroup (в ее состав входит компания экспресс-доставки TNTExpress) и российское государственное предприятие «Международный почтамт». Инициатором проекта выступило правительство Нидерландов, заинтересованное в выходе голландских каталожных фирм на наш рынок и увеличении товарооборота с Россией. Голландское правительство выделило на реализацию проекта грант в размере $466 тыс. Другой источник финансирования проекта – собственные средства «Международного почтамта».

Сейчас российские почтовики ведут переговоры с несколькими компаниями посылторга из Нидерландов, однако отказываются раскрывать имена этих компаний до официального объявления о начале сотрудничества. Ожидается, что голландские компании начнут работать через российскую почту уже в мае этого года.

Говорит директор «Международного почтамта» по финансам и маркетингу Андрей Мельников: «Как правило, иностранной компании нелегко работать в России. Для нее здесь все в новинку: таможенное и налоговое законодательство, валютное регулирование и контроль, организация перевозок. Посылочная торговля регулируется сразу несколькими разделами законодательства, что порождает множество проблем. Иностранным компаниям трудно разобраться во всех нюансах российского налогообложения и таможенных правил. Мы помогаем им решать возникающие вопросы. Наша задача – отработать технологии работы с компаниями посылторга. Нынешний уровень работы российской почты для западных компаний неприемлем».

 

Догнать и перегнать Эстонию

 

Если голландские компании стремятся застолбить перспективный рынок, то российскую сторону к участию в проекте побуждает стремление к расширению своего бизнеса.

Большую часть доходов государственному предприятию «Международный почтамт» приносит обработка международной почтовой корреспонденции – писем, посылок, бандеролей и т.п. Предприятия почты практически не имеют рычагов для увеличения объемов пересылаемой корреспонденции. В этих условиях «Международный почтамт» решил ввести дополнительные услуги, одна из которых – обслуживание фирм каталожной торговли. В этом случае почтовое предприятие получает возможность извлекать доход сразу по нескольким статьям: рекламная рассылка, рассылка каталогов, прием платежей или денежных переводов за заказ, доставка заказанных товаров. По словам Андрея Мельникова, в 2001 году лишь 3% всех доходов его предприятия составляли поступления от каталожной торговли. В нынешнем году эти доходы планируется увеличить до 6%.

Скромные показатели развития каталожной почты в России представителей «Международного почтамта» не смущают. Начальник «Международного почтамта» Игорь Сырцов в качестве примера приводит опыт бывших советских стран: «В Эстонии продажи по каталогам на душу населения, по данным EMOTA, составляют около $15 в год, это на порядок больше, чем у нас. В любом эстонском почтовом отделении можно найти несколько каталогов различных фирм. У нас каталожная торговля не развита даже в Москве, хотя в российской столице живет больше народу, чем во всей Эстонии, а уровень жизни в Москве вполне сопоставим с эстонским или даже превышает его».

«В Эстонии посылторг (рассылка рекламных материалов, доставка каталогов и посылок) приносит почте около 15% всех доходов», – добавляет Мельников.

Причина плачевного положения каталожной торговли в России – неразвитость инфраструктуры. В нашей стране работают несколько компаний каталожной торговли – в том числе такие известные фирмы, как Quelle, OTTO/Schwab, Biltema, 3 Suisse и др. Однако сделать заказ по каталогу и получить товар можно лишь в специализированных пунктах, которых в Москве очень мало. «Нужно сделать так, чтобы каталоги рассылались по почте, чтобы они были доступны в каждом почтовом отделении. Предстоит построить систему, которая бы позволяла сделать заказ, оплатить и получить в любом почтовом отделении. Тогда каталожная торговля станет в России заметным явлением. Пока же это занятие для редких энтузиастов», – говорит Мельников.

 

Ворчливые бабушки тормозят бизнес

 

Реализация проекта с учетом нынешнего состояния отечественной почты – дело не из легких. Не желая целиком зависеть от качества работы российской почты, крупные иностранные компании посылторга, уже работающие в России, не собираются отказываться от содержания собственных представительств. «Инициативу «Международного почтамта» мы поддерживаем, тем более что наша компания и так пользуется его услугами, – говорит руководитель московского бюро компании «ОТТО-Сервис» Игорь Черкасов. – Но у российской почты большие проблемы – слабо развитая инфраструктура, невысокая культура перевозок и т.д.».

В каталожной торговле большую роль играет качество сервиса. Клиенту совсем не все равно, кто принимает заказ – приветливая девушка в представительстве фирмы или ворчливая работница местного почтового отделения. Попыток создать отечественные каталожные фирмы было много, однако успеха практически никто не добивался. У ОТТО, к примеру, на российский рынок приходится менее 1% продаж, и довести их объем до европейского уровня вряд ли когда-нибудь удастся».

Руководитель московского бюро крупнейшей компании посылочной торговли Quelle Йорг Вилькенинг считает, что развитие посылторга сдерживается менталитетом россиян и недостаточной развитостью сферы финансовых услуг. «Российские покупатели не любят покупать «кота в мешке», им нужно увидеть товар «живьем», пощупать его. Что же касается заказа и оплаты товаров на местных почтовых отделениях, то тут возникает проблема перевода платежей. Европейская штаб-квартира не может принимать российские рубли, а почтовые отделения не могут принимать у населения валюту. Ситуация стала улучшаться, когда «Связьбанк», обслуживающий российскую почтовую систему, открыл свои филиалы за границей. Появилась возможность проводить платежи через отделения «Связьбанка».

Другая проблема – слабое взаимодействие между самими почтовыми предприятиями российской почты. «Сегодня в России действуют несколько десятков почтовых компаний, разбитых по принципу административно-территориального деления, – говорит Игорь Сырцов. – Поэтому проводить единую политику очень сложно. Почту необходимо реформировать, в том числе провести консолидацию отрасли, как это предусмотрено концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, принятой коллегией Минсвязи и представленной на утверждение в правительство РФ».

 

Что такое «Международный почтамт»?

Государственное унитарное предприятие федерального подчинения

Основная деятельность

Обработка международной, а также транзитной почты. Через «Международный почтамт» проходит порядка 80% международной почтовой корреспонденции РФ. Финансовые показатели почтамт не разглашает

Сильные стороны

Почтамт интегрирован в систему федеральной почтовой службы, имеет доступ к ее возможностям

Слабые стороны

Устаревшие технологии, неразвитый почтовый сервис, негибкость управления, свойственная государственным предприятиям

Конкуренты

В своей области является монополистом. Компании экспресс-доставки работают в другой нише – дорогие оперативные услуги для бизнес-сегмента

 

Одна почта на всех

Сегодня сеть федеральной почтовой связи включает в себя 83 территориальных управления федеральной почтовой связи. Каждое управление является юридическим лицом с правом ведения хозяйственной деятельности только на «подотчетной» территории. Кроме того, в стране действуют девять специализированных организаций почтовой связи.

Каждое юридическое лицо «тянет одеяло на себя», от чего страдает почтовая служба России в целом. Минсвязи хочет объединить существующие организации федеральной почтовой связи в одно федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», а затем преобразовать предприятие в открытое акционерное общество «Почта России». Этот план изложен в «Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи», которую Минсвязи представило в правительство.

Еще по теме