«Амурский прорыв» или «саперави северный»: есть ли шансы у Дальнего Востока стать винодельческим регионом

14.09.202319:01

Уже 20 лет винодельческая карта непрерывно меняется под воздействием глобального изменения климата. Основными винными поставщиками долгое время были южные регионы, однако сейчас все больше виноделен появляется в районах, где, на первый взгляд, просто невозможно вырастить виноград. Например, у Дальнего Востока есть все шансы стать полноценным винодельческим регионом, считают эксперты Россельхозбанка. А пока местные виноградари уже поставляют продукцию в Европу, Новую Зеландию и планируют выход в европейскую часть России

В ближайшие пять лет число винодельческих регионов может вырасти в 1,5 раза, прогнозирует Роскачество. В их числе Астраханская, Тверская и Орловская области, Саратов и Дальний Восток. Земледелие в последнем довольно рискованное — можно потерять урожай целиком из-за сурового климата, уточняют эксперты. Однако терруар Приморского края с его континентальным климатом, холмами и склонами обладает вполне высоким потенциалом для выращивания винограда преимущественно морозостойких сортов советской и европейской селекции: «солярис», «амурский потапенко», «мариновский», «амурский прорыв», «саперави северный», «голубок» и другие. Аналитики Россельхозбанка сравнивают Приморье с Норвегией, где в городке Телемарк работает самая северная винодельня мира Lerkekåsa, производящая и тихие вина, и айсвайны.

Но одного терруара, как того требует полноценное виноделие, недостаточно — значительная часть успеха зависит от людей: агрономов, технологов, виноделов и других. Приморцам не нужно ехать за профессионалами в условные Краснодарский край или Крым — стать специалистом, например по технологии бродильных производств, можно и в Дальневосточном федеральном университете. Впрочем, уже сейчас на территории Приморья есть винодельни, где можно отточить знания на практике.

еще по теме:
Земля, кадры и дистрибуция
Российские производители вина назвали проблемы, тормозящие развитие отрасли
Виноделие

Винные гибриды

Виноград на Дальнем Востоке выращивается в уникальных климатических условиях — от минус 30 °С до плюс 35 °С, отмечает соосновательница семейной плантации PRIM ORGANICA Анна Стороженко. По ее словам, каждый куст винограда на зиму укрывают землей. Земляная подушка создает подходящий для винограда температурный режим, при котором он сможет перезимовать без ущерба,— без укрытия виноград либо будет кислым, либо вообще погибнет, отмечает винодел в разговоре с «Компанией».

Сейчас PRIM ORGANICA на 16 га выращивает 20 сортов винограда российской, европейской и американской селекции, среди которых «вильдер», «кэмпбелл», «мускат донской», «альфа канадская», «столичный красавец» и другие. По собственным данным, PRIM ORGANICA уже продает вино во Францию, Италию, Японию и Новую Зеландию. По словам Сташенко, в московских винных салонах спиртное PRIM ORGANICA появится уже через несколько месяцев.

Скорее всего, массово выращивать на Дальнем Востоке будут ранние и среднеспелые сорта виноградов гибридных форм, полагает Валерий Петров, ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия. Однако сейчас за свою устойчивость к морозам и другим природным стрессам эти сорта платят качеством, уступающим классическим сортам, добавил эксперт.

На Дальнем Востоке уже есть опытная станция — филиал Всероссийского института генетических ресурсов растений (ВИР), которая занимается в том числе и виноградарством. Специалисты, в частности, изучают дикий виноград. Благодаря скрещиванию с ним могут появиться формы межвидовых гибридов, которые будут отличаться высоким качеством ягоды. Но эволюция — процесс длительный, напоминает Петров.

Фото: Prim Organica

По его словам, подобные эксперименты уже дали свои плоды. За счет селекции дикого и европейского винограда специалисты Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия имени Я. И. Потапенко смогли вывести сорта ягод, которые можно возделывать в неукрывной культуре даже в Ростовской области, где без укрытия виноград погибал. 

Вина Дальнего Востока раскрутятся далеко не скоро — они останутся экзотикой, поэтому пока трудно говорить о потенциале конкуренции с вином из Краснодара или Крыма, полагает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Он сомневается, что приморские винодельни однажды станут крупными поставщиками винограда. При этом они могут быть интересными производителями самобытного автохтонного вина.

«Дальний Восток — самая удаленная территория России, но при этом ее аграрный потенциал раскрыт не до конца. И уж точно в последнюю очередь дальневосточные регионы можно рассматривать как зоны перспективного виноградарства, но при этом у того же Приморского края для этого есть все: и терруар, и кадры. Площади виноградников региона составляют около 100 га», — уточняет руководитель Центра отраслевой экспертизы Андрей Дальнов.

По его словам, в Приморье, Хабаровском крае и на Южном Сахалине еще в советское время пытались выращивать виноград, но суровые зимы не позволяли начать полноценное производство. Однако потепление и снижение континентальности климата позволяют пересмотреть виноградный потенциал региона, отмечает эксперт. В следующие два-три года площадь виноградников в Приморье может вырасти до 200–300 га, прогнозирует аналитик. Он не исключает, что на численность виноделен могут повлиять и туры на винные производства региона.