Аналитические задатки
Согласно отчетам IDC серии Worldwide Business Intelligence Tools, за последние три года мировой рынок средств бизнес-аналитики вырос с $5,8 млрд до $6,5 млрд, причем в 2009-м подъем сохранялся, а прогноз роста на 2010 – 2014 гг. – 7% ежегодно. Доля SAP на этом рынке – 24%, отрыв от ближайшего конкурента – компании Oracle – примерно $1 млрд.
Сергей Лихарев, руководитель направления по управлению информацией IBM в России и СНГ, утверждает, что бизнес-аналитика сегодня – один из главных приоритетов развития IT для бизнеса. «Кризисный год подтвердил этот факт, – рассказывает он. – Согласно исследованию IBM, проведенному в 2009 г. среди руководителей IT-служб, 83% опрошенных определили бизнес-анализ в качестве способа, посредством которого они будут повышать конкурентоспособность своих организаций. Возможность обрабатывать громадные массивы данных позволяет повысить не только конкурентоспособность компании, но и скорость, и эффективность принятия бизнес-решений».
В России сегмент BI пока совсем невелик, по сравнению с другими секторами IT-рынка. Кирилл Бурлюк, директор департамента бизнес-приложений «Ситроникс Информационные технологии» в России, говорит, что рынок BI в нашей стране и до кризиса был небольшим в сравнении с тем же рынком ERP, а по итогам 2009 года эксперты оценивали его от $50 млн до $150 млн. «В результате рецессии общий объем проектов в области BI сократился, – объясняет Бурлюк. – Однако потребность в получении качественной аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений, не только не уменьшилась в период недостаточного экономического роста, но и вышла для ряда компаний в число приоритетов». Так, объемы проектов по внедрению BI-систем, которые в 2009 г. прошли через «Ситроникс ИT», выросли.
Эксперты наблюдают в России тенденцию постепенного возобновления интереса бизнеса к BI-системам. Важную роль здесь играют отложенный спрос и желание дальнейшего развития уже внедренных ERP-систем с помощью BI-решений. К тому же государство требует прозрачности. Получить же качественную отчетность с детализацией вплоть до каждой транзакции можно только с помощью промышленных BI-решений. Бурлюк также отмечает, что меняется отношение к BI в наиболее продвинутых российских коммерческих структурах: «Постепенно из чисто аналитического BI превращается в стратегический инструмент, увязываемый с основной бизнес-стратегией компании».
«Мы верим в перспективность решений Business Intelligence вообще и продукта Oracle Hyperion в частности и активно развиваем это направление. Несмотря на то что практике Hyperion в «СИТРОНИКС ИТ» чуть больше двух лет, сегодня по количеству сертифицированных специалистов по Oracle Hyperion мы одни из лидеров рынка.
Из интересных проектов, реализованных с помощью Oracle Hyperion, я бы назвал проект по автоматизации бюджетирования и бюджетного контроля в Розничной сети МТС. Новая система призвана обеспечить сокращение сроков формирования и корректировки бюджетов, повысить прозрачность и сопоставимость данных на всех уровнях управления, вплоть до каждого магазина.
Важными критериями выбора технологической платформы для решения указанных задач являлись широкие возможности интеграции, высокая производительность, неограниченное масштабирование, централизованный сбор и хранение данных, а также гибкие механизмы согласования и контроля бюджетных процессов.
В итоге выбор был сделан в пользу промышленного решения в области бюджетирования – Oracle Hyperion Planning, входящего в комплекс систем Oracle для управления эффективностью бизнеса. В рамках проекта Розничная сеть МТС поставила перед «СИТРОНИКС ИТ» задачу по автоматизации процесса годового бюджетирования с вычислением бюджетных статей из натуральных показателей и нормативов по всем категориям торговых точек. Благодаря концептуальному подходу к внедрению Oracle Hyperion, мы смогли значительно сократить сроки реализации проекта и обеспечить быструю отдачу от внедрения. В результате менее чем за 3 месяца была создана система бюджетирования, охватившая свыше 2000 торговых точек в 526 городах во всех федеральных округах России. Сегодня в системе реализована модель бюджетирования и модель оценки эффективности торговой точки. Основные параметры системы включают 15 элементов организационной структуры, 25 категорий и более 1000 статей. Оптимизация ресурсоемких процессов бюджетирования позволила специалистам финансового департамента МТС осуществлять корректировки бюджета при первой необходимости. В системе поддерживается ввод и формирование отчетности в разных валютах, при этом полный расчет бюджетной модели занимает около 10 минут. Oracle Hyperion позволяет Розничной сети МТС при планировании и контроле бюджета, с одной стороны, учитывать высокие требования к этому процессу со стороны Группы МТС, а с другой – учитывать нюансы, существующие именно в сотовой рознице, отслеживать эффективность отдельных точек продаж фактически в режиме реального времени, корректировать планы развития и инвестиций. В рамках проекта нами было организовано обучение сотрудников Розничной сети МТС из числа конечных пользователей и технических специалистов в Учебном Центре «СИТРОНИКС ИТ». На данный момент этот проект является одним из самых быстрых полнофункциональных внедрений Oracle Hyperion в российском телекоммуникационном секторе».
Копейка рубль бережет
Несмотря на понимание важности инструментов бизнес-аналитики, заказчики по-прежнему стараются потратить на них как можно меньше. Это естественное следствие кризиса. «Полагаю, что начиная с 2010-го российский рынок BI покажет устойчивый рост. По нашим оценкам, он может составить от 5% до 15% в год», – прогнозирует Кирилл Бурлюк. Но другие участники рынка не так оптимистичны. Дмитрий Ковалев, руководитель проектов департамента технологий информационного менеджмента компании «АйТи», считает, что в первом полугодии текущего года рост если и отмечается, то очень небольшой, в пределах 10%, и заметного оживления не наблюдается. Ковалев объясняет свой взгляд: «Кризис вроде бы и закончился, но уверенности в этом нет, и освободившиеся бюджеты из-за этой неуверенности заказчики придерживают. Но время лечит». Владимир Некрасов, генеральный директор Contour Components, напротив, прогнозирует рост на 20 – 30%. Он руководствуется личными ощущениями: «В 2009-м «закрыли» бюджеты для BI банки и снизили корпорации. При этом госсектор в этом сегменте, напротив, вырос. Субъективно кажется, что в 2010 году спрос существенно увеличился». Владислав Мартынов, генеральный директор «SAP СНГ», рассуждает: «Учитывая ситуацию двух последних лет, надо отдавать себе отчет в том, что без системы бизнес-аналитики предприятиям, серьезно относящимся к конкуренции, сейчас просто не обойтись. И неудивительно, что под влиянием и, я бы даже сказал, под давлением кризиса рынок бизнес-аналитики растет».
«Рост популярности средств бизнес-анализа связан с тем, что в современных экономических условиях усиливается потребность в более совершенном управлении и контроле. Организации испытывают трудности из-за разрозненных информационных систем, не позволяющих обеспечить максимальную эффективность бизнес-процессов. Востребованность BI-решений в последние два года подтверждается ростом числа масштабных BI-проектов. В начале 2010 г. мы совместно с Генпрокуратурой РФ анонсировали завершение первого этапа по созданию системы автоматизации государственного и муниципального контроля деятельности предпринимателей. Установленная в автоматизированной системе подсистема аналитики и отчетности на основе IBM Cognos BI позволит сотрудникам прокуратуры не только автоматически формировать отчеты, но и создавать новые формы и виды текстовых и графических отчетов. В начале 2010 г. был завершен переход Л'Этуаль на Cognos TM1. C помощью IBM Cognos TM1 скользящий бюджет на год вперед формируется и обновляется в Л'Этуаль каждые три месяца, тогда как раньше это производилось раз в год».
Дело на миллионы
Владимир Некрасов говорит, что типичный проект внедрения ПО производства Contour Components оценивается в 3 – 15 млн руб. Стоимость контракта складывается из двух составляющих: стоимости лицензий и работ. Кроме этого, клиенты тратятся на серверы, СУБД, оплату труда собственных сотрудников, занятых в проекте. Стоимость лицензий зависит от конфигурации и, если это не web-проект, от количества пользователей. «Наши продукты компонентны, и лицензии покупаются в зависимости от потребностей. Цена находится в диапазоне от 150 000 руб. до 13 млн руб., – поясняет Некрасов. – В минимальной конфигурации это «коробка», внедряемая самостоятельно. В максимальную конфигурацию входит корпоративное хранилище данных, портал публикации BI-отчетов, неограниченное количество пользователей «толстого» клиента, центр принятия решений, рабочее место руководителя». Стоимость лицензий для типового решения, в которое входит сбор данных и публикация их на сайте в виде BI-отчетов, – 4 млн руб. Стоимость работ зависит от объема работы, объем работы – от количества задач, качества данных и уровня представления потребного заказчикам результата. С первой составляющей все просто: чем больше номенклатура собираемых данных, чем больше аналитических отчетов, тем выше стоимость. Второй аспект сложнее. В случае с ПО Contour Components зачастую требуется создание новых классификаторов данных, исправление имеющихся, улучшение структуры, проектирование отчетов.
Некрасов напоминает также, что в любом проекте есть третья составляющая, часто неожиданная. «Нередко оказывается, что только в процессе выполнения проекта заказчик осознает, какие новые возможности у него появились, и требования меняются в корне, что может привести к удорожанию проекта или к снижению маржинальности для исполнителя», – подчеркивает он.
По словам Ковалева, услуги системного интегратора в общей стоимости внедрения при автоматизации до 100 рабочих мест займут около 50% от стоимости проекта. При увеличении числа рабочих мест доля стоимости ПО возрастает.
Палки в колесах
Владислав Мартынов полагает, что до последнего времени основная проблема рынка бизнес-аналитики заключалась в следующем: «Для работы BI-решения предприятие должно было сначала приобрести и полностью внедрить интегрированную транзакционную систему для управления бизнесом. На самом деле это очень сильно ограничивало и круг пользователей бизнес-аналитики, и применимость методов бизнес-аналитики. Кроме того, даже наличие транзакционной системы не решает проблему полностью: пользователь бизнес-аналитики все равно продолжает сталкиваться с ситуацией, когда ему приходится изучать много данных, отчетов, а нужный отчет сложно найти, а в нем трудно обнаружить необходимые цифры... В итоге пользователи путаются в данных, и 50% их рабочего времени уходит на поиск информации». В SAP эту проблему решили, разработав технологию, независимую от источника данных, а также инструментарий поиска информации по ключевым словам.
Владимир Некрасов же считает, что тормозит развитие рынка бизнес-аналитики сложность продуктов и непонимание философии BI заказчиками.