Top.Mail.Ru
архив

Анализируй это

Прошлое воскресенье стало первым в этом телевизионном сезоне, когда на НТВ не вышла программа «Намедни». Об обстоятельствах, вынудивших Леонида Парфенова уйти в трехмесячный отпуск, писалось много, но еще больше осталось невыясненным. В отличие от своих бывших коллег по «у-жэ-ка» («уникальному журналистскому коллективу» – определение, введенное в обиход Евгением Киселевым, ныне уже используется министром печати как любимый термин) Парфенов не стал апеллировать к президенту, собирать митинги и жаловаться на дефекты речи, свойственные российской свободе слова. Вполне возможно, что через три месяца некоторая часть тайного станет явной и «Намедни» возродится на базе, предположим, Первого канала. Вряд ли наше телевидение может позволить себе остаться без единственной гламурной телепрограммы.

Широкие народные слои регулярно путают гламур с глянцем, понимая под этим технологию придания шика-блеска-красоты нашей замученной действительности. Как говорили древние русские, на солнце и плевок блестит. Собственно, глянец, будь-то на ТВ или в журнальном бизнесе, исключительно технологическое понятие. А гламур – идеологическое. Например, водку можно сделать из водопроводной воды, а можно из родниковой (действительно родниковой, а не по-этикеточному родниковой). А если в водку кроме родниковой воды добавить еще идеологию, то получится гламурная водка – к примеру, «Русский стандарт». Или «Кауфман», одна бутылка которой стоит как дорогой французский коньяк. Взяв с подноса на одной рядовой презентации хрустальную рюмку «кауфмана», я услышал от официанта: «Уверен, что вы вернетесь еще за второй». После чего указал мне на столик, где стояла чаша с черной икрой.

Официант, будучи в силу своей профессии знатоком человеческих душ, оказался, конечно, прав, но… прочь приятные воспоминания. Когда народ страдает, неприлично демонстрировать хорошо пошитый костюм, вспоминать, как легко ушла бутылка под блины с икрой, и выпускать в эфир программу «Намедни». Еще одно твердое заблуждение, развеянное Парфеновым и его командой: что гламур – это мир, интересующийся только тонкими различиями между одним сортом водки (за 10 у.е.) и другим (за 50 у.е.). Что интересоваться жизнью своей страны можно только в патетическом регистре. Что внешняя легкость изложения и внутричерепная легкость мысли – это вовсе не одно и то же.

Мы, конечно, вступили в сезон, когда заботливыми мыслями о судьбах родины и мира будут делиться с нами все телеканалы – и так вплоть до декабря. Задумчивые бороды, меланхоличные лысины и яростно бритые лица на всех каналах, увы, все те же. Список штатных аналитиков, уменьшенный на одну парфеновскую единицу, уже можно заносить в близкую родню. Кажется, еще лет двадцать нам предстоит прожить, наблюдая, как стареет Сванидзе, как седеют его волосы, как он покупает новые костюмы и как не меняются его интимные отношения с Кремлем. Это такой бесконечный «Секс в большом городе», но только если четыре американские подружки живут от постели до постели, то наше аналитическое телевидение живет от выборов до выборов. И в одной и той же постели.

Выходящий сейчас на НТВ сериал про Кэрри, Миранду, Саманту и Шарлотту можно было бы легко перенести в политическую плоскость. Довольно только найти четырех рядовых смышленых, не озабоченных собственным величием, умеющих живо реагировать на текущие события подруг и посадить их в студию обсуждать наших политиков, вступать с ними в непринужденный диалог. Может быть, хоть так отечественному телевидению удастся обнаружить что-то живое – и в себе самом, и в тех мужах, которые научились очаровывать-околдовывать аналитиков, но вряд ли справятся с боевой командой Кэрри.

Еще по теме