Андрей Елинсон, Inweasta: «То, что до 2022 года можно было считать простым проектом, сейчас часто является невыполнимой задачей»
Об инвестиционном климате на международных рынках, особенностях работы на стыке Востока и Запада журналу «Компания» рассказал основатель группы компаний Inweasta Андрей Елинсон.
— Для начала пару слов о том, кто мы. Inweasta — это независимая инвестиционная группа со штаб-квартирой в Дубае и офисами в Гонкноге, Стамбуле и Вене. В нашей команде — первоклассные эксперты из разных стран с многолетним опытом работы в ведущих международных компаниях, включая юридические фирмы, инвестбанки, а также крупные промышленные предприятия.
Весь наш топ-менеджмент начинал свой карьерный путь в России, поэтому мы хорошо ориентируемся в российском рынке и умеем на нем эффективно работать. Но опыт международных проектов, в первую очередь на Западе, пришлось пересмотреть в связи с «разворотом на Восток». Мы открыли для себя новые подходы, связанные в т.ч. с новыми инвестиционными центрами мира, открыли штаб-квартиру в Дубае и активно развиваем работы в новых для российского бизнеса регионах — в странах Восточной, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке.
Наша стратегия направлена на реализацию международных инвестиционных проектов в условиях напряженной геополитической обстановки. Например, один из аспектов нашей стратегии заключается в том, что мы предлагаем западным компаниям, принявшим решение покинуть российский рынок, сделать это в соответствии с привычными им стандартами, при этом передавая бизнес, команду и наработки в надежные руки. Мы стараемся держать высокую профессиональную планку, что позволяет закрывать такие сделки в относительно короткие сроки по сравнению с другими игроками на рынке.
То, что до 2022 года можно было считать прямолинейным и относительно простым проектом, сейчас часто является почти невыполнимой задачей из-за большого количества препятствий: культурных, репутационных, инфраструктурных, регуляторных и политических. Мы в своей деятельности стараемся держаться вдалеке от политики. Наша миссия — обеспечивать успешную реализацию инвестиционных проектов, являясь при этом независимым игроком. Последнее позволяет эффективно вести дела по всему миру.
Если говорить о цифрах, то Inweasta реализует свои проекты в более чем 12 странах, включая и Россию. Мы взаимодействуем с более чем двадцатью ведущими консалтинговыми фирмами из разных уголков мира, которые помогают нам успешно реализовывать наши проекты. Отмечу, что компания работает как с собственным капиталом, так и с партнерами, которые готовы идти в инвестиционные проекты совместно с нами.
За счет выверенной инвестиционной стратегии и качественной реализации идей за два года работы мы смогли увеличить наш капитал в 3 раза, демонстрируя при этом высокую доходность. Неплохое начало, я бы сказал.
— Средняя продолжительность каждого из наших проектов — от 1 до 3 лет. В настоящее время общая сумма активов, которыми мы управляем в рамках наших проектов, превышает $1 млрд.
При этом у Inweasta нет узкой специализации, зато есть большой опыт в сфере работы с проблемными активами. Это, конечно, влияет на выбор направлений деятельности.
Мы специализируемся на нескольких основных сферах. Во-первых, это финансирование судебных споров и управление их разрешением. Речь идет либо о выкупе требований у кредиторов с их последующим принудительным взысканием, либо о финансировании судебных расходов одной из сторон спора с последующим распределением взысканной суммы в определенных долях. Часто предметом этих проектов являются права требования западных компаний к российским заемщиками и наоборот. Во-вторых, покупка и реструктуризация проблемных активов, в том числе ценных бумаг, действующих бизнесов, коммерческой недвижимости и многих других. Их «проблемность» часто вызвана сложной с репутационной или регуляторной точек зрения ситуацией. В-третьих, мы уделяем большое внимание вопросам наследственной защиты, помогая партнерам правильным образом структурировать преемственность капиталов и защитить его от недобросовестных действий третьих лиц.
Все эти проекты объединяет одна черта — при входе в проект в нем всегда имеется проблема, которая и определяет возможность в него войти с определенным дисконтом, а в дальнейшем мы справляемся с имеющейся сложностью, используя свою экспертизу, что и позволяет получить в итоге высокую прибыль.
— Если быть точнее, Inweasta приобретает 100% долей российской страховой компании «ППФ Страхование жизни». Чешская группа внимательно подошла к выбору покупателя для актива — его искали более полутора лет. И мы смогли предложить наиболее привлекательные условия, зарекомендовав себя как современного и профессионального контрагента, который сможет продолжить развивать страховой бизнес в соответствии со стандартами качества и корпоративной культуры, заложенными предыдущим акционером и менеджментом.
Рынок страхования жизни уверенно растет — в 2023 году прирост составил 50%, это основной драйвер роста всего рынка страхования, а за 6 месяцев 2024 рост собранных премий в сегменте жизнь составил внушительные 42% год к году, в то время как прочие сегменты страхования показали лишь 11%. Оценивая перспективы покупки страховой компании, мы ориентировались в том числе и на текущее состояние отрасли, и на значительные перспективы его дальнейшего развития, и на показатели маржинальности, которая в среднем по рынку превышает 25%.
Сделка уже согласована Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций и Банком России. Завершить ее юридическое оформление планируем до конца ноября 2024 года.
— Мы защитили в Центробанке стратегию развития компании, разработанную совместно с менеджментом. Она предусматривает сохранение численности сотрудников, увеличение рентабельности и развитие продуктовой линейки. Да и в целом никаких серьезных изменений не планируется. За 15 лет работы в компании был сформирован весьма профессиональный коллектив, выстроены отличные модели бизнеса и управления. Мы рады, что менеджмент «ППФ Страхование жизни», в том числе глава Совета директоров Вит Седлачек, продолжат работу в компании — это несомненно большое подспорье для реализации нашей стратегии. Мы со своей стороны будем оказывать посильную помощь менеджменту во всех аспектах. Могу точно сказать, что продукт «ППФ Страхование жизни» останется таким же качественным, как и раньше.
Inweasta вообще не планирует вмешиваться в операционную деятельность «ППФ Страхование жизни» — это наш общий подход к управлению покупаемыми активами. При этом мы хотим усилить стратегический уровень управления за счет приглашения в состав совета директоров экспертов в области страхования жизни, дав менеджменту возможность получать мнения уважаемых в отрасли специалистов.
Команда компании полностью укомплектована — ее формировал менеджмента из числа настоящих фанатов (если так можно сказать) своего дела, что крайне важно в страховании в целом, а в страховании жизни особенно. Менеджмент разработал и внедрил систему мотивации, которая эффективно работает. Никаких изменений в этой части не ожидается — ситуация останется стабильной и понятной для всех сотрудников.
Страховая компания находится в прекрасном финансовом состоянии, наша цель — усилить ее позиции в отрасли. Как и любой инвестор, мы хотим получать устойчивый денежный поток в виде дивидендов, но только в той степени, в которой это не мешает компании и выполнению её обязательств перед клиентами, которые ей доверяют.
Мы не планируем продавать «ППФ Страхование жизни» или создавать совместные предприятия с другими игроками рынка в том числе, потому что у «ППФ Страхование жизни» уникальная бизнес-модель, которую в принципе невозможно или очень сложно объединить с какой-либо страховой компанией на российском рынке.
Как и менеджмент страховой компании, мы высоко ценим богатую и успешную историю сотрудничества со своими агентскими подразделениями и с каждым агентом в отдельности всей России. Поэтому «ППФ Страхование жизни» продолжит развивать эти отношения, основываясь на принципах открытости, честности и взаимовыгодности. Мы рассматриваем агентов именно не как подрядчиков, а как партнеров и часть нашей дружной команды и будем продолжать вести с ними взаимодействие, исходя из этого подхода.
— Мы не ждем каких-либо существенных изменений. «ППФ Страхование жизни» уже пережила два ребрендинга и другие серьезные изменения, но это не отразилось на показателях. Главным фактором, влияющим на бизнес, является качество команды и продукта, который она предлагает, а эти два показателя останутся на прежнем высоком уровне. В начале 2025 года в связи со сменой акционера компания вновь сменит название, но, как и раньше, клиенты продолжат ориентироваться на качестве продукта, а он здесь один из лучших на рынке.