Английский интерес

03.12.201200:00


"Эта сделка - наиболее здравое развитие событий для "Роснефти", - отметил первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов. - Компания станет лидером по объемам добычи и резервов". Министр торговли и инвестиций Великобритании лорд Стивен Грин на прошлой неделе назвал сделку с "Роснефтью" очень позитивным моментом для BP.

В последние годы акционеры ТНК-BP пребывали в состоянии непрекращающегося корпоративного конфликта, что, в частности, сорвало в прошлом году "арктическую" сделку между "Роснефтью" и BP. "Когда руководство BP пришло ко мне и сказало, что "мы хотели бы сотрудничать с компанией "Роснефть", мы не могли им сказать "нет", - заявил Владимир Путин на встрече с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай". - Потому что иначе это смотрелось бы так, что мы их запихиваем под ТНК, с которой у них вечный конфликт". Слияние, по мнению опрошенных "Ко" экспертов, несмотря на существующие риски, выгодно и BP, и "Роснефти", и в целом пойдет на пользу всей нефтегазовой индустрии страны, поскольку эффект синергии будет способствовать снижению издержек во всей отрасли, а новые проекты дадут импульс к дальнейшему инновационному и технологическому развитию.


Премиальная сделка

Лорд Стивен Грин не стал распространяться о преимуществах, получаемых британской компанией. Зато об этом говорят эксперты. "Покупка акций ТНК оказалась самой выгодной сделкой за всю историю британской компании. Только в виде дивидендов она получила более $20 млрд", - подчеркивает аналитик ИК "Атон" Вячеслав Буньков. Плюс $12,3 млрд, которые BP получит от "Роснефти" по сделке, придутся ей весьма кстати, учитывая многомиллиардные штрафы за разлив нефти в Мексиканском заливе.

По условим соглашения с российскими акционерами ТНК-BP, британская компания не могла самостоятельно участвовать ни в одном из российских проектов. В прошлом году ее начали обходить конкуренты - мировые нефтяные гиганты, такие как ExxonMobil, Eni и Statoil, заключившие с "Роснефтью" соглашения о совместной разработке арктического шельфа. "Многие компании стремятся поучаствовать в российских проектах, их даже не смущает первоначальное финансирование разработки месторождений и риски, с этим связанные, в том числе внутриполитические", - отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Только в течение нескольких лет эти компании планируют инвестировать около $5 млрд в разработку российского шельфа.

Теперь и у BP имеются хорошие шансы. "Позитивный момент для британцев связан с тем, что компания резко расширяет свою деятельность в России, укрепляет здесь свои позиции и имеет широкий выбор проектов, в которых может принять участие, - рассуждает аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. - Более того, на таком емком рынке у компании появился партнер, который поддерживается государством".

Подобных России нефтегазовых регионов на карте мира не так много, и все глобальные игроки борются за ресурсную базу. Тем более что в большинстве из государств они могут столкнуться с политической нестабильностью или, например, как в Иране, с военной угрозой.

Не стоит забывать и о том, что отечественные компании рентабельнее западных мейджоров. Поэтому не последнее место в сделке занимает финансовый интерес BP, тем более что "Роснефть" планирует увеличивать процент дивидендных выплат в зависимости от чистой прибыли. Формально компания сохранит денежный поток от ТНК-BP, которая интегрируется в "Роснефть".


Размер имеет значение

Сумму сделки опрошенные "Ко" эксперты называют адекватной и для покупателя, и для продавцов. Кроме того, BP получает почти 20% акций "Роснефти" и может провести в совет директоров российской компании двух своих представителей. "Роснефть" же за счет ТНК-BP продолжает расширять свою ресурсную базу. "Это реализация стратегии Игоря Сечина (глава НК "Роснефть". - Прим. "Ко") - превращение "Роснефти" в глобального игрока, в нефтяной "Газпром", - отмечает Андрей Полищук. - После сделки компания становится крупнейшей в мире. Соглашения с BP, ExxonMobil, Eni и Statoil открывают ей дорогу на зарубежные рынки, в европейские и американские проекты по разработке и добыче углеводородов".

Единственная опасность - это высокий чистый долг "Роснефти", который составит $68 млрд, причем долг валютный. EBITDA "Роснефти" в 2013 г. прогнозируется на уровне $20,2 млрд (без учета ТНК-BP), EBITDA ТНК-BP - на уровне $12,8 млрд. Этим прогнозам соответствует показатель "чистый долг/EBITDA" "Роснефти" после сделки на уровне 2,05. "Зависимость от цен на нефть увеличивается, и падение котировок на "черное золото" цен может привести к серьезным негативным последствиям, - предупреждает Виталий Крюков. - Если нефть опустится ниже $80 за баррель, рубль начнет падать, появятся убытки от курсовой разницы".

С тем, что у компании будет высокая долговая нагрузка, не согласен Андрей Полищук. "Для "Роснефти" точка безубыточности находится на уровне $55 за баррель. То есть при $70 она вполне сможет выдерживать свою долговую нагрузку, - полагает эксперт. - Учитывая, что дивиденды ТНК-BP пойдут в "Роснефть", деньги заплачены не очень большие". По его мнению, если появилась возможность приобрести столь хороший актив, экономить не стоит.

ТНК-BP весьма перспективна. У нее много проектов в Восточной Сибири, которые в будущем увеличат добычу объединенной "Роснефти". Причем инфраструктура, используемая для разработки Ванкорского месторождения, может быть задействована и при освоении месторождений ТНК-BP. Игорь Сечин говорил, что синергетический эффект от слияния составит $3-5 млрд в год. Даже если $3 млрд - это уже 5% от суммы сделки. Вдобавок стоимость финансирования, привлекаемого для реализации сделки, несопоставима с возвратом на капитал в покупаемом бизнесе. Если "Роснефть" получает кредит по ставке, например, LIBOR+2%, а еврооблигации примерно по 4%, то в ТНК-BP возврат на капитал составляет около 30%. Кроме того, у ТНК неплохой бизнес. Он приносит $6-7 млрд свободного денежного потока, что также может быть направлено на погашение долга.

Перед "Роснефтью" теперь стоит задача интегрировать ТНК-BP на операционном уровне и постараться добиться максимального синергетического эффекта. BP сможет помочь компании с технологиями и опытом построения бизнеса по европейским стандартам. Кроме того, эффект масштаба компании и участие в капитале британского нефтяного мейджора могут удешевить финансирование отдельных проектов с точки зрения привлечения западных денежных ресурсов. По мнению Вячеслава Бунькова, без якорного западного партнера "Роснефти" было бы сложно осваивать арктические шельфовые месторождения. Еще один плюс от партнерства с BP - это легитимизация правового статуса и структуры активов "Роснефти" в глазах иностранных инвесторов, в том числе в английской юрисдикции. По словам Дмитрия Александрова, начальника аналитического департамента ИК "Универ Капитал", заявление лорда Стивена Грина стало официальным одобрением партнерства британской и российской компаний и хорошим сигналом для инвесторов.