Top.Mail.Ru
архив

Английское начало

Михаил Фридман, ТНК-BP, BP
Ранее AAR публично заявлял о своей готовности выкупить половину доли BP в ТНК-BP, то есть 25% ее акций, по текущей рыночной цене. AAR и BP владеют по 50% акций ТНК-BP.

Британская компания, в свою очередь, ответила россиянам заявлением о том, что вступает в переговоры по продаже ТНК-BP с AAR и другими претендентами. Впрочем, о намерении продать свою долю британцы объявили еще в июне. Теперь в течение 90 дней BP может обсуждать продажу доли с другими заинтересованными сторонами, но не способна заключать с ними сделку. Все это указывает на то, что, так или иначе, но в ближайшие месяцы сторонам придется договориться. Однако как станет выглядеть конечная комбинация и насколько она будет выгодной, например, для миноритарных акционеров нефтяного СП, пока неясно.

Фактически начало конфликту акционеров ТНК-BP было положено в 2008 г., когда Роберту Дадли, нынешнему главе BP, пришлось покинуть должность президента ТНК-BP. Эскалация конфликта случилась в прошлом году, когда BP пыталась создать стратегический альянс с государственной "Роснефтью". Однако AAR удалось заблокировать эту сделку в судах, доказав, что она нарушает акционерное соглашение ТНК-BP. После этого совет директоров покинули два независимых директора, и вслед за ними в мае этого года оставил пост генерального директора Михаил Фридман (см. "Ко" от 04.06.2012). Из-за всей этой неразберихи компания не смогла выплатить дивиденды за I квартал 2012 г.

Как заявил Михаил Фридман на встрече с крупными американскими инвесторами BP, консорциум AAR может продать свою долю ТНК-BP британскому акционеру BP за наличные и 10-12% акций BP. "Партнерство в нынешней форме исчерпало себя", - не уставал повторять он до этого. В свою очередь, российский консорциум готов купить половину доли BP в ТНК-BP, то есть 25%, по текущей рыночной цене, а это порядка $10 млрд. Как позже пояснил исполнительный директор консорциума AAR Стэн Половец, подобный вариант освободил бы BP от обязательств, наложенных акционерным соглашением ТНК-BP, и позволил бы BP стать партнером "Роснефти" или "Газпрома". Половец утверждает, что реакция акционеров BP на идею выкупа доли AAR в ТНК-BP за наличные и акции была "намного более позитивной", чем на идею о приобретении AAR 25% в ТНК-BP, принадлежащую BP. Российские акционеры, по словам Половца, в таком случае даже не будут требовать представительства в совете директоров британской компании и готовы к тому, что сделка могла бы произойти в течение пяти-семи лет. Тем временем консорциум AAR продолжал бы управлять ТНК-BP и помогать расширению компании с помощью отношений с "Роснефтью" и "Газпромом".

Однако эксперты сомневаются, что BP расстанется со своей долей в СП на условиях, предложенных AAR. Главная причина - в том, что российский актив приносит британской компании хорошую прибыль. Так, дивиденды, выплаченные ТНК-BP в 2011 г., составили $3,7 млрд, что сопоставимо с более 90% дивидендов, направленных BP своим акционерам. "На текущем этапе акционеры не договорятся. С трудом могу представить, что BP готова выйти из ТНК-BP, которая обеспечивает ей треть добычи и является источником наличных денежных средств", - отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Другой причиной, по которой британцы вряд ли согласятся на сделку, является то, что в случае получения 10% британской компании россияне станут ее крупнейшим акционером (доля каждого из акционеров BP сейчас не превышает 3-5%).

По мнению экспертов, более вероятен вариант вхождения в ТНК-BP крупной российской госкомпании, например "Роснефти". "Маловероятно, что правительство РФ позволит полностью контролировать ТНК-BP иностранной компании", - уверен Андрей Полищук. Впрочем, говорят эксперты, для миноритарных акционеров ТНК-BP будет лучше, если BP останется в ТНК-BP, так как британцы настаивают на выплате высоких дивидендов и в то же время являются источником современных технологий. "Возможность получения высоких дивидендов от ТНК-BP в ближайшем будущем (два-три года) нельзя исключать - акционерам могут понадобиться привлечение кредитов для финансирования сделки и деньги для их погашения", - отмечает главный экономист УК "РГС Управление активами" Алексей Логвин. В более дальней перспективе, по его словам, возможны любые изменения дивидендной политики. Но поскольку до сих пор компания направляла основную часть прибыли на дивиденды, то такие изменения могут быть только в сторону сокращения выплат.


Андрей Полищук, аналитик Райффайзенбанка:

"Иностранные компании заинтересованы в том, чтобы увеличить свое присутствие в российских активах. Сама BP не раз проявляла интерес к проектам в РФ. Я думаю, что BP может выйти из ТНК-BP только под давлением или если за ее долю будет предложен доступ к другим проектам в РФ.

AAR, в свою очередь, готов продать долю в ТНК-BP с очень большой премией к текущей оценке и предлагает BP частично оплатить сделку акциями, что также кажется маловероятным исходом: на текущем рынке мало кто готов дать премию в 50-70% и оплатить эту сумму денежными средствами".


Алексей Логвин, главный экономист УК "РГС Управление Активами":

"По-видимому, BP полностью выйдет из капитала ТНК-BP: достаточно активно ведущиеся переговоры и появление нескольких претендентов с российской стороны на принадлежащий BP пакет акций говорят о серьезности намерений сторон.

Появление "Роснефти" в числе возможных претендентов показывает и позицию государства, что может стать дополнительным стимулом к быстрейшему достижению соглашения о продаже.

Вариант с обменом доли AAR на акции BP представляется почти фантастическим. На его реализацию можно было бы надеяться, если бы BP находилась в еще более тяжелых условиях, чем после аварии в Мексиканском заливе".


Евгений Соловьев, аналитик Societe Generale:

"BP стремится сохранить и укрепить свое положение в России. Британцы предпочитают работать с госкомпаниями: они обеспечивают доступ к стратегическим ресурсам и, как ни странно, более договороспособны, чем "Фридман и Ко".

Для BP оптимальным выходом была бы замена AAR на госкомпанию. В то же время BP сделает все возможное, чтобы не допустить вхождения AAR в их капитал".


Александр Разуваев, директор аналитического департамента "Альпари":

"Совсем недавно старый соратник Владимира Путина, автор атаки на ЮКОС Игорь Сечин возглавил крупнейшую российскую нефтяную компанию. Как известно, Сечин всегда был сторонником создания "нефтяного газпрома", предполагая консолидировать на базе "Роснефти" "Сургутнефтегаз", "Зарубежнефть", ТНК-BP и, возможно, даже трубопроводную монополию "Транснефть". Теперь он, вероятно, вернется к этой идее, хотя реализовать ту будет непросто: у нее есть влиятельные противники среди либералов в российских верхах".

Доля дивидендов BP, полученных от ТНК-BP, $ млн

2005

1950

2006

3271

2007

1300

2008

2140

2009

1656

2010

1780

2011

3747

Источник: ИК "Тройка-Диалог"


  Фото Александр Миридонов

Еще по теме