Анти-McDonald’s

18.01.199900:00

Subway - одна из крупнейших в мире компаний на рынке fast food. Три десятка лет назад американский студент Фред де Люка открыл в родном штате Коннектикут свой первый ресторан быстрого питания. Сейчас менеджеры сети заявляют, и отнюдь не голословно, что их цель - «догнать и перегнать» McDonald's. За последние десять лет Subway открыл более десяти тысяч заведений по всему миру и вышел по этому показателю на второе место вслед за McDonald's, у которого их 13,5 тыс.

Как и гений McDonald's Рей Крок, Фред де Люка достиг быстрого роста за счет выгодной схемы франчайзинга. Но при этом стратегии конкурентов совсем не похожи друг на друга.

Десятилетку – досрочно

Название компании и ее торговой марки не имеет никакого отношения к подземному транспорту. Subway - это сокращенное submarine way (путь субмарины). «Субмариной» называют сандвич определенной формы, напоминающей корпус подводной лодки. Когда-то McDonald's пытался включить субмарину в свое меню, но затем отказался от этой идеи. В Subway же субмарина - главный фирменный сандвич. И вообще компания, похоже, все делает в пику сети McDonald's.

Subway, как и многие другие компании с мировым именем, начиналась с минимального капитала и энтузиазма одного человека. В 1965 году семнадцатилетний Фред де Люка захотел учиться в колледже. И, подобно многим американцам, вынужден был подрабатывать, чтобы оплачивать учебу. Но в отличие от однокашников, трудившихся по вечерам в магазинах и барах, юный Фред решил не работать «на дядю», а открыть собственный скромный бизнес. Студент взял в долг $1000 и арендовал на них у себя в Бриджпорте маленькую закусочную.

По совету своего кредитора, друга семьи де Люка - Питера Бака юноша вскоре открыл и второй ресторанчик - сеть из двух заведений была более рентабельна. Дела пошли на лад, и через некоторое время Фред де Люка составил амбициозный долгосрочный бизнес-план. В ближайшие десять лет открыть 32 ресторана - так выглядела программа-максимум. Она, кстати, была завалена - к середине 70-х Фреду удалось воплотить в жизнь только половину из запланированного.

Во второй десятилетке повзрослевший и заматеревший де Люк решил действовать по-новому. По примеру больших конкурентов, таких, как McDonald's, Wendy's и Burger King, предприниматель начал работать по системе франчайзинга. Тогда-то сеть Subway и стала расти в геометрической прогрессии. Через год был достигнут вожделенный показатель в 32 ресторана. К середине 80-х ресторанов Subway было уже 200. К 1994 году Subway планировала расширить сеть до 5000 заведений. Этот показатель был достигнут досрочно - в 1990 году. Нынешние темпы роста компании - 1000 новых ресторанов в год - по скорости развития и доходности на вложенный капитал опережают саму McDonald's. По обороту, правда, Subway отстает на порядок.

А все потому, что у Фреда де Люка самая дешевая франшиза и самая простая для партнеров система управления ресторанами. Стать членом сети Subway можно всего за $50 - 75 тыс. - деньги очень небольшие даже для московского бизнеса fast food. Войти в систему «Русского бистро», например, стоит куда дороже.

Маленькие размножаются быстрее

Каждый новый ресторан сети Subway получает от головной компании полный набор технологического оборудования, мебели и фирменных элементов оформления. Все это Subway покупает у поставщиков крупными партиями и соответственно с максимальными скидками, доходящими порой до 50%.

Продукты для ресторанов - членов сети (мясо, соусы, тесто, сандвичи, салаты) руководство компании закупает централизованно. Для держателей франшизы это новые скидки и еще один пункт экономии. А для Subway - надежный способ жесткого контроля за качеством продуктов во всей сети.

McDonald's, Baskin Robbins и другие гиганты действуют по-другому: они строят собственные заводы и обязывают членов сети покупать полуфабрикаты и исходные продукты только с принадлежащих компаниям складов. Subway же запустил своего рода цепную реакцию - чем больше ресторанов в сети, тем большие скидки дают поставщики, а чем скидки значительнее, тем более привлекательны условия для новых держателей франшизы.

Технология работы ресторана Subway предельно проста. Эти заведения всегда невелики, порой они занимают не более 50 кв. м. Это еще один плюс: заведения сети открываются там, где китам бизнеса fast food с их тягой к большим площадям не развернуться, - в больницах, музеях, колледжах и бизнес-центрах. Если McDonald's преподносит свои рестораны как семейные заведения, а Burger King ориентируется на «белые воротнички», то Subway каждый раз мимикрирует под место расположения и даже варьирует свое меню в разных местах.

(Отдельная «фишка» Subway - упорное стремление строить новые рестораны в непосредственной близости от заведений McDonald's. Эти две вывески в Америке часто можно увидеть рядом. И сейчас на Ленинградском шоссе по дороге в Шереметьево Subway строится наперегонки с новым McDonald's .)

Для обслуживания ресторана Subway достаточно трех - пяти человек, которые работают по принципу взаимозаменяемости: по мере необходимости каждый работник меняет свой участок, и даже менеджер может встать за кассу. В периоды низкой загрузки вся система может обслуживаться вообще одним человеком.

Блюда в заведениях сети готовятся прямо на глазах посетителей. Одно из «ноу-хау» компании - разработанная лично Фредом де Люка система учета и контроля расхода продуктов в процессе приготовления блюд. Она является частью франшизы и помогает владельцу ресторана анализировать работу предприятия и принимать решения по оптимизации затрат.

Постоянную связь с членами сети поддерживают специальные сотрудники - агенты по развитию. Каждый из них отвечает за определенный регион. Агенты оценивают выгодность расположения нового ресторана, дают консультации и контролируют работу держателей франшиз.

От Питера до Москвы

Свою международную сеть компания принялась активно развивать в начале 90-х годов. В 1994 году Subway начала завоевание России с Санкт-Петербурга, однако первый блин вышел комом.

Питерский ресторан конечно же стал крупнейшим в мировой сети Subway. Как же иначе, если крупнейший в мире McDonald's построен в России, на Пушкинской площади. Однако потом у Subway Russia, держателя генеральной франшизы по России, случился конфликт с российским партнером. Заведение было закрыто, и компании пришлось несколько лет посвятить судебным тяжбам.

Наконец, в прошлом году руководство Subway Russia решило возобновить бизнес в России, но уже в Москве. Первый ресторан был открыт в октябре, на территории одной из автозаправочных станций, расположенной на Ленинском проспекте. Фирма «Горизонт» - владелец АЗС - заплатила за франшизу около $100 тыс.

На ближайшие месяцы запланировано открытие еще примерно десятка ресторанов. Впрочем, так же скромно поначалу планировал весь свой бизнес и Фред де Люка.

Программа-максимум у Subway Russia, по словам консультанта правления компании Геннадия Кочеткова, такая же, как и у всей мировой сети: обойти по количеству заведений главного конкурента - McDonald's.