Top.Mail.Ru
архив

Антикризисные консультанты

27.03.201500:00

Обвал курса рубля заставил задуматься об оптимизации расходов на IT. В первую очередь подорожало «железо», причем кратно, что заставило многие компании, которые ранее увеличивали мощности без оглядки на эффективность их использования, задуматься об оптимизации. Примерно то же самое произошло и на рынке софта. Он тоже сильно подорожал, но производители все-таки могут придерживать рост цен, чтобы не потерять клиентов.

Одним из наиболее пострадавших сегментов IT-бизнеса в I квартале можно назвать IT-консалтинг. Услуги консультантов оказались практически не востребованными, так как клиенты занялись оптимизацией бизнеса и изменением стратегии развития. В подобных условиях не до IT-консалтинга.

«Сегодня мы наблюдаем на рынке две основные тенденции. Первая вполне предсказуема и понятна – резкое сокращение бюджетов на IT, порой до 50–60%, что негативно влияет на планы развития наших клиентов в сфере IT и объемы рынка IT-консалтинга в частности. С другой стороны, появились новые задачи, связанные с высоким уровнем неопределенности у компаний, особенно тех, которые под санкциями, – рассказывает глава «Астерос консалтинг» (входит в группу «Астерос») Лев Николау. – Таким компаниям необходимы новые решения и дополнительные центры компетенций, где умеют оценивать текущую ситуацию и прогнозировать возможные сценарии развития событий. В основном речь идет, конечно, об управлении рисками в новых реалиях. Кроме того, начинает расти рынок российских IT-производителей, и сейчас мы видим зарождение новых линий бизнеса как для консультантов, так и для интеграторов». 

Конечно, сокращение бюджетов превалирует над остальными тенденциями, и суммарно рынок падает и будет падать. Но, с другой стороны, не так страшен черт, как его малюют, и скорость падения не настолько стремительна, как прогнозировали аналитики. Не стоит также забывать, что решения западных компаний намного дороже российских, и в связи с этим спрос на западные решения будет сокращаться, и в денежном выражении рынок потеряет минимум 20–25%.

«Можно выделить как минимум одну общую тенденцию, которая прослеживается в общении с заказчиками: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, но у всех происходит переосмысление текущей ситуации и стратегии развития – на смену стратегии роста приходит стратегия «эффективной стагнации». Что бы и кто бы сейчас ни говорил о предшествующих «сигналах» и «очевидных вещах», но в конце прошлого года произошел резкий, буквально за две-три недели, переход из одной реальности в другую, менее дружелюбную и более требовательную к IT, – рассуждает бизнес-архитектор компании «Инфосистемы Джет» Андрей Лукичев. – Если раньше закладываемый по умолчанию ежегодный рост в 10% иногда рассматривался как источник и аргумент для обоснования бюджетов, то сегодня, когда у большого числа компаний не идет речь о каком-либо росте, возникла необходимость в новой стратегии развития и в новых инструментах для ее реализации».

Если сравнивать текущий кризис с ситуацией 2008-2009 гг., то сценарий развития событий сейчас будет практически аналогичным. Однако в то время валюта упала на 40–50%, а сейчас самый резкий скачок превышал 80%. 

Собственно, в этом и разница: нынешний кризис будет намного жестче и дольше, нежели шесть лет назад, считает Лев Николау. Кроме того, кризис усиливается санкциями, добавляющими сложности и неопределенности на нашем рынке. Эти факторы влияют на структуру рынка и на спектр вопросов, которые будут решать IT-консультанты. Такого не было в 2008–2009 гг. 

«В отличие от 2008–2009 гг., когда задача состояла в том, чтобы пережить кризис с минимальными потерями, сейчас многие компании понимают, что нужно учиться жить и работать по-другому. Поэтому пришло время вместо использования простых инструментов сокращения издержек, дававших быстрый, но краткосрочный эффект, искать решения, которые помогают устранить причины неэффективности и высоких издержек, тем самым получив устойчивый долгосрочный результат. Естественным образом это повышает интерес к аутсорсинговым услугам, где в явном виде присутствует консалтинговая составляющая», – добавляет руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов компании Xerox в России Валерий Кузьмич. Но возрождения рынка IT-консалтинга эксперты ожидают не ранее второй половины текущего года.

Проверка на прочность

Сегодня на первый план выходят аспекты оптимизации капитальных и операционных затрат, лицензионных платежей. Разворот «на восток» заставляет оперативно погружаться в технологии незнакомых производителей и изучать новые линейки оборудования, а также с нуля выстраивать отношения с новыми службами поддержки и новой логистикой. Очевидно, что в подобных условиях заказчики стали более экономно распоряжаться своими бюджетами, в том числе (а иногда в первую очередь) на IT, строже контролировать расходы и требовать более подробного отчета. «В нынешних реалиях особенно важно помочь заказчику выбрать правильные направления развития IT и подобрать действенные механизмы, которые именно ему помогут достичь ожидаемых бизнесом результатов с требуемым уровнем сервиса. Работать в таких условиях, конечно, сложнее, но интереснее, и положительный эффект, или value, для заказчика заметнее и выше им ценится», – подчеркивает Андрей Лукичев. «Скорее всего, компании будут стараться тратить меньше денег на IT-консалтинг, инфраструктуру и новые внедрения приложений. Но я бы рекомендовал клиентам на этом не экономить. Наоборот, необходимо использовать текущую ситуацию и попытаться относительно недорого внедрить то, что раньше было не по карману, – настаивает Лев Николау. – Ведь конкурентная среда для вендоров изменилась радикально. Сегодня можно многое сделать, чтобы быть готовыми к развитию событий». 

«Мы наблюдаем со стороны наших заказчиков намерение инвестировать в первую очередь в проекты с быстрой окупаемостью и исчисляемыми результатами для бизнеса, – поясняет представитель Oracle. – Например, раньше, когда мы рекомендовали новым заказчикам использовать оптимизированный программно-аппаратный комплекс Oracle Exadata, предназначенный для ускорения работы базы данных Oracle в разы, и предлагали показать значительное улучшение TCO по сравнению с серверами общего назначения, некоторые из тех, кто раньше не имел опыта работы с этой системой, могли ответить: не надо, у нас есть устоявшаяся инфраструктура, мы не хотим переучивать людей. Сейчас большинство не может игнорировать возможность оптимизации стоимости владения инфраструктурой, а это даже дает нам возможность найти новых клиентов по этим комплексам». Среди проектов с быстрой окупаемостью и исчисляемыми результатами для бизнеса, вызывающих интерес сейчас, например, в банках, – проекты в области customer experience, позволяющие привлекать новых клиентов и удерживать существующих, а также анализ больших данных, мобильность, социальные сети. Все эти технологии направлены на поддержание доходов финансовых организации. Другим трендом является оптимизация затрат на инфраструктуру как за счет применения оптимизированных программно-аппаратных комплексов (Oracle Exadata, Oracle SuperCluster), так и за счет аутсорсинга и использования бизнес-приложений (SaaS), платформы(PaaS) и инфраструктуры(IaaS) как сервиса. 

Согласно совместному исследованию Oracle и CNews Analytics, в конце 2014 г. готовность к проектам Big Data в разных отраслях экономики России растет. Более трети опрошенных компаний (37%; 108 крупных компаний из разных отраслей) приступили к работе с технологиями Big Data, среди них 20% уже используют такие решения, а 17% начинают экспериментировать с ними. Еще более трети (36%) респондентов в настоящий момент рассматривают такую возможность. Кроме того, конкуренция проектов к реализации внутри каждой организации возросла, и теперь поставщики любых решений и услуг должны обосновать не только свои преимущества по сравнению с конкурентами, но и преимущества собственного проекта по сравнению с другими проектами у заказчика. «Это хорошая школа для поставщиков, служб информационных технологий и отдельных специалистов, на каких позициях они бы ни работали. В этом смысле текущую ситуацию можно рассматривать как проверку на прочность», – заключает представитель Oracle.

Творческий подход

Все без исключения опрошенные «Ко» эксперты говорят, что сейчас ситуация значительно более серьезная, чем фиксировалась во время прошлого кризиса 2008 г. Речь идет и о куда бóльшем проседании рубля, и о санкциях, которых семь лет назад не было, и о падении нефтяных котировок. Поэтому ожидать, что экономика начнет выходить из кризиса уже в этом году, не приходится. «При обострении экономической и политической ситуаций кризис затянется надолго и серьезно скажется на всех участниках рынка. Пока IT-индустрия очень зависит от Запада, и понятно, что поведение иностранных производителей будет сильно влиять на развитие отрасли, – отмечает Лев Николау. – Однако не будем забывать, что вендоры – экономические игроки, а не политические. Их основная цель – не потерять бизнес. Пока особой реакции на нынешние события мы не наблюдаем, но в случае политического давления производители будут продолжать борьбу за удержание доли рынка».

Они станут искать творческие подходы к сохранению присутствия в нашем регионе, предлагать новые решения там, где старые стратегии и тактики уже не работают. Если будут вводиться новые санкции, в том числе ограничивающие вендоров, игроки начнут искать выходы из ситуации. Буквально на днях министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что государство, в том числе и в отрасли IT, берет курс на импортозамещение. «Отраслевой план импортозамещения в области ПО можно разделить на три крупных блока: первый – протекционизм при закупках за счет налогоплательщиков, второй блок касается развития критических видов ПО, а третий – это «умные» инвестиции в разработку специализированного индустриально-специфического ПО», – отметил Николай Никифоров.

 

P.S.: О том, как рационально использовать IT-оборудование в кризис, читайте в материале Максима Логвинова "Дорогое железо".

Еще по теме