Антикризисный поход-3

02.09.200200:00

После ухода из РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс не намерен покидать бизнес – он будет заниматься антикризисным управлением. Такая информация появилась на прошлой неделе из источников, близких к энергетическому холдингу, и была представлена как сенсация. О намерении покинуть компанию весной 2004 года, сразу после завершения всех реформ в электроэнергетике, глава РАО «ЕЭС» говорил неоднократно. «Зачем цепляться за эту должность, после того как задача будет решена и можно будет заняться другими делами?» – заявил как-то Чубайс журналистам.

Однако о том, чем на самом деле собирается заняться Чубайс, никому не ведомо. Зато известно, что это уже как минимум третье заявление Анатолия Чубайса за его карьеру, в котором он говорит о намерении заняться антикризисным управлением.

В первый раз он решил посвятить себя антикризисной деятельности в 1996-м – примерно за полгода до президентских выборов. Тогда Борис Ельцин под напором Александра Коржакова и Олега Сосковца изгнал первого вице-премьера из правительства, аргументировав свое решение легендарным «во всем виноват Чубайс». Покинув Белый дом, главный приватизатор впервые заговорил о своем желании заняться антикризисным менеджментом. Однако его планам не суждено было сбыться. Ненадолго спрятавшись от софитов, Анатолий Чубайс через два месяца после своей отставки возглавил предвыборный штаб Бориса Ельцина. Именно тогда олигархи (Березовский, Гусинский, Потанин, Фридман и др.), стоявшие за спиной Чубайса, впервые заявили о себе как о реальной политической силе. Спустя полгода, после избрания Ельцина на второй срок, Чубайс получил должность главы администрации президента. Кстати, именно тогда, аргументируя необходимость присутствия бизнеса во власти, Борис Березовский ввел в употребление знаменитый термин «семибанкирщина».

В 1997 году Анатолий Чубайс опять заговорил о своем желании заняться антикризисным управлением. И на сей раз разговоры об антикризисном менеджменте начались накануне очередной отставки Чубайса. После залоговых аукционов – а точнее, после конкурса по компании «Связьинвест» – Борис Ельцин был вынужден сменить первого вице-премьера правительства. Произошло это прежде всего под жестким напором Семьи, Владимира Гусинского и Бориса Березовского, которые оказались злейшими противниками системных реформ, затеянных правительством Чубайса – Немцова. Однако и в 1997-м Анатолий Чубайс почему-то не успел воплотить свой карьерный план в жизнь. Через некоторое время он стал руководителем РАО «ЕЭС России».

Конечно, при желании и предвыборный штаб Ельцина 1996 года, и РАО «ЕЭС» образца 1998 года можно считать кризисными объектами. Ведь в 1996 году рейтинг Бориса Ельцина едва достигал 5%, и подавляющее большинство представителей власти и бизнеса готовилось к победному возвращению коммунизма. Да и энергетическая монополия к моменту прихода Чубайса в РАО «ЕЭС» являла собой весьма плачевное зрелище.

Тем не менее осмелимся предположить, что в обоих этих случаях под антикризисным управлением Анатолий Чубайс подразумевал вещи несколько иные, чем предвыборный штаб и энергетический холдинг. Вполне возможно, что о своем желании заниматься антикризисным управлением он вспоминает как раз тогда, когда над ним начинают сгущаться тучи.

Сейчас налицо все признаки того, что самому известному менеджеру России опять придется сменить направление своей деятельности. Как и в двух предыдущих случаях, Чубайс находится под жестким прессингом политических противников. По слухам, главой РАО «ЕЭС» очень недовольна «семейная» группировка власти, для которой Чубайс остается одним из главных идеологических оппонентов. Не случайно реформа электроэнергетики затормозилась. Государственная Дума не пропускает соответствующий пакет законопроектов, без которого невозможна реализация следующего этапа реформ. Серьезное давление на главу РАО «ЕЭС» оказывает также правительство, подняли голову и миноритарные акционеры. Даже покладистый до недавнего времени «Росэнергоатом» фактически сорвал планировавшуюся сделку по взаимозачету задолженности. Одним словом, вполне вероятно, что события разворачиваются по давно известному сценарию.