Top.Mail.Ru
архив

Апеннинский аппетит

Покупка итальянской компанией Merloni липецкого завода «Стинол» по прошествии времени начинает выглядеть как самая необычная инвестиционная сделка последних лет в России. Итальянцы с радостью заплатили за «Стинол» денег больше, чем завод приносил дохода. В мировой практике при совершении подобных сделок за компанию принято платить не более 50% от ее годового оборота. Итальянцы «купились» на то, что после приобретения «Стинола» они смогут контролировать более трети российского рынка бытовой техники. Но, похоже, кое в чем они просчитались.

 

Президент Merloni Elettrodomestici Витторио Мерлони был единственным итальянским бизнесменом, кто договорился о личной встрече с Михаилом Касьяновым во время визита российского премьер-министра в Рим на прошлой неделе. После встречи глава Merloni выступил с официальным заявлением о том, что его компания намерена построить в российском Липецке предприятие по производству стиральных машин. Пресс-служба компании сразу же распространила эту новость по СМИ. В России информация о встрече итальянцев с Касьяновым появилась не только в газетах, но и в теленовостях. Но мало кто обратил внимание на то, что о тех же самых планах Merloni объявляла еще в октябре прошлого года, когда была завершена сделка по покупке «Стинола». Тогда же назывались и предполагаемый год запуска предприятия по производству стиральных машин – 2003-й, и объем инвестиций – $25 млн.

Зачем руководству компании нужно было добиваться встречи с Касьяновым, а затем заявлять всему миру, что российский премьер знает о планах Merloni и одобряет их? Все это похоже на тщательно спланированную PR-акцию, цель которой – показать кредиторам Merloni, что у компании есть поддержка в российском правительстве. Ведь Merloni после покупки «Стинола» оказалась в долгах как в шелках.

В конце января совет директоров Merloni Elettrodomestici опубликовал предварительный баланс компании за 2000 год. Руководство компании признало, что сделка по «Стинолу», полностью оплаченная за счет заемных средств, резко увеличила общую кредиторскую задолженность Merloni – до $211 млн. «Без затрат на покупку предприятия в России задолженность компании составила бы 98 млн евро (около $90 млн. – Прим. «Ко»)», – говорится в пресс-релизе компании.

Как скоро и каким образом будут погашаться эти долги – неясно. В российском представительстве Merloni на вопросы о том, как прибыльность «Стинола» соотносится со сроками возвращения кредита, предпочитают не отвечать – даже самыми общими фразами. Скорее всего, почти $120-миллионные долги на несколько лет повиснут на бюджете материнской компании. (В 1999 году «Стинол» получил около $4 млн прибыли при обороте в $110 млн и 70-процентной загрузке производства. Итальянцы планируют вывести завод на полную мощность только в 2002 году.) Merloni к тому же необходимо изыскать $50 млн на запланированную трехлетнюю программу по развитию «Стинола», предусматривающую установку новых линий по выпуску холодильников и запуск производства стиральных машин. Так что компании, возможно, снова понадобятся кредиты (в 2000 году прибыль Merloni до уплаты налогов составила $57,6 млн).

В общем, Merloni сейчас крайне заинтересована в лояльности кредиторов. А для этого необходимо всячески демонстрировать, что российский бизнес компании будет развиваться стабильно. Касьянов «подвернулся» очень кстати.

 

Спокойной ночи

Долги, как говорится, надо возвращать. Финансовое благополучие Merloni, затратившей на покупку «Стинола» сумму, в два раза превышающую объем собственной годовой прибыли, теперь фактически зависит от успехов ее новой «дочки» на российском рынке. Недаром генеральный менеджер Merloni Elettrodomestici Марко Милани заявил на одной из своих недавних пресс-конференций, что Россия «становится для компании рынком номер один».

Маркетологи Merloni уповают на потенциал рынка бытовой техники в России и странах СНГ: его объем в 2000 году они оценивают в 4 млн единиц, а прирост – в 20%. «Мы оцениваем местный рынок как быстрорастущий, что объясняется критическим старением техники, приобретенной россиянами в дореформенные времена, и открывшимися для людей европейскими бытовыми стандартами», – говорит гендиректор «Стинола» Андреа Сассо.

Merloni – пока единственная иностранная компания, решившаяся на открытие крупного производства бытовой техники в России (если не считать Bosch-Siemens, которая производит в Подмосковье газовые плиты). Итальянцы выбрали в целом верную стратегию захвата российского рынка – «изнутри», за счет местного производства. Выгоды такой стратегии в относительной дешевизне рабочей силы и несравнимыми с западноевропейскими затратами на электроэнергию и содержание производственной инфраструктуры. Выбор категорий техники и брэндов тоже понятен. В России и СНГ 90% рынка холодильников приходится на липецкий «Стинол», минский «Атлант» и донецкий «Норд» – то есть марки местного производства. Производство же стиральных машин в России и СНГ почти не освоено: несколько местных заводов удовлетворяют спрос только на 5% (все данные – от Merloni Elettrodomestici).

И все же цена, которую Merloni платит за выбранную стратегию, кажется чрезмерно высокой. Вместе с приобретением «Стинола» компания автоматически получила 40% рынка холодильников, но чтобы окупить инвестиционные затраты, эту долю нужно, мягко говоря, значительно увеличить, подвинув работающих в той же ценовой нише конкурентов – «Атлант» и «Норд», которые занимают сейчас 45% российского рынка. Для прежнего руководства «Стинола» минский «Атлант» был настоящей головной болью. Бывший гендиректор завода Дмитрий Нипадистов в свое время признавался, что ценовая конкуренция с «Атлантом» была основной причиной почти 30-процентного снижения объемов производства «Стинола» в 1999 году. Донецкий «Норд» в мае этого года собирается открыть новые производственные линии мощностью до 300 тыс. холодильников в год и по-прежнему планирует основные продажи делать на российском рынке.

Впрочем, прямых конкурентов в представительстве Merloni воспринимают с «олимпийским» спокойствием. «Они не из тех, из-за кого бы мы не спали по ночам», – говорит генеральный менеджер представительства Каха Кобахидзе.

 

СПРАВКА

Масштабы Merloni Elettrodomestici

По объемам продаж бытовой техники (более 7 млн единиц в год) итальянская компания занимает третье место среди европейских производителей – после шведской Electrolux и германской Bosch-Siemens. Merloni владеет 13 предприятиями в Италии, Франции, Португалии, Польше и Турции. Торговые представительства компании работают более чем в 20 странах. В 2000 году оборот компании составил около $1,5 млрд.

Еще по теме