Апофеоз желтого
Популярная тема разговоров накануне майских праздников: а что там с шенгенскими визами? Дают? На сколько? Как итальянцы настроены? А немцы, а французы? Нет ли каких политически обусловленных подводных течений и негласных указаний по отношению к россиянам типа «держать и не пущать»?
Практика показала, что настроены консульские службы стран шенгенской зоны по-разному. Немцы, судя по личному опыту некоторых, не так чтобы часто, но и нередко норовят дать визу чуть ли не конкретно на дни поездки, видимо, исключительно из любви к порядку. Французы, прямо как с «Мистралями», занимают расплывчатую и постоянно меняющуюся позицию. Но могут после, скажем, трехлетней визы шлепнуть визу на два месяца...
Итальянцы, напротив, уже отмечают, причем с сожалением, что «на фоне кризиса, в том числе изменений курса валют, снизилась туристическая активность. Мы ожидаем выдать в этом году россиянам по крайней мере 500 000 виз. Хотя по итогам прошлого года их было выдано 800 000». Это оценка генконсула Италии в РФ Пьергабриэлле Пападия де Боттини. Консул не отрицал резкого спада числа обращений за визой по экономическим, скорее всего, соображениям, и выразил надежду на то, что ситуация с туристами из России улучшится, чему, возможно, поспособствует проходящая в этом году в Италии выставка «Экспо-2015».
Тут с консулом не поспоришь. Выставки – такого масштаба и поменьше, разные фестивали, маскарады и просто красочные шествия представляют собой классическую приманку для туристов. Пик активности такой деятельности по маркетинговому продвижению неких определенных территорий приходится обычно на межсезонье, раннюю весну. Это своего рода «разогрев» для засидевшихся зимой по домам любителей путешествий. Классический пример – фестиваль лимонов (а заодно и апельсинов с мандаринами) во французском городке Ментон.
Надо сказать, что Ментон находится примерно в 30 км от Ниццы, где ежегодно в близкие даты проходит свой цветочный карнавал, так что у туристов появляется сдвоенная возможность для посещения такого рода развлечений на Лазурном Берегу.
В 2015 г. мероприятие в Ментоне прошло уже в 82-й раз. Первые попытки провести нечто подобное были предприняты еще в конце XIX века. С течением времени форма и размах праздника, конечно, менялись многократно, и только к 1935 г. фестиваль приобрел примерно тот же формат, что и в наши дни. С этого времени и идет официальный отсчет.
Закономерен вопрос: почему именно цитрусовые, а не, скажем, какой-нибудь горошек? Потому что здесь благодатный для цитрусовых климат, и уже с XV веке местные хозяйства превратились в крупнейших производителей лимонов на Европейском континенте. Считается, что произрастающие тут цитрусовые особенные, поскольку отличаются неповторимым вкусом и восхитительным ароматом. В общем, лимоны – визитная карточка Ментона. Благодаря мягкому климату урожай цитрусовых тут собирают трижды в год, и самый крупный урожай приходится как раз на весну. Понятно, почему ментонцам не жалко лимонов, мандаринов и апельсинов: в 2015 г. на скульптуры из них было потрачено 145 тонн плодов.
На фестивальные недели приходится пик посещений Ментона туристами, хотя отели городка не пустуют и летом. Но в дни лимонного праздника в Ментон с его населением примерно в 70 000 человек приезжают около 160 000 любопытствующих из разных стран. Побродив по парку скульптур из цитрусовых, отдав должное параду выложенных из желтых и оранжевых плодов фигур и подышав средиземноморским воздухом – это все удовольствия не бесплатные, конечно, а приносящие приличные деньги в городскую казну, «понаехвашие» всласть дегустируют местные наливки на цитрусовых, раскупают саженцы лимонов и апельсинов, всевозможные варенья и джемы, просто сами лимоны и апельсины и какую-то безумно мохнатую мимозу заодно. На продажу идет всяческая сувенирная мелочь с лимонами и апельсинами – от магнитов на холодильник до открывашек для бутылок и просто значков. Все это приехавшие увозят с собой. Как и мысль о том, что хорошо бы в Ментон как-нибудь вернуться.
Кислое на сладкое
Ментонские цитрусовые считаются какими-то особенными в том, что касается их вкуса и аромата, хотя на самом деле ничего захватывающего дух в них нет. Вероятно, на лотках во время фестиваля продается не лучшее, а залежалое. А может, мы мало понимаем в лимонах?
Почему-то в 2015 г. темой фестиваля лимонов во французском Ментоне стали приключения лимона в Китае. Наверное, объяснение надо искать в интересе европейцев к азиатской экзотике или в стремлении привлечь больше туристов из Поднебесной.
Во время фестивальных дней самый распространенный цвет всех торговых прилавков, конечно, желтый с примесью оранжевого. Продают все, что, так или иначе, имеет отношение к цитрусовым, и всевозможные продукты переработки лимонов, апельсинов и мандаринов, кажется, на всех углах и во всех подворотнях. Но будьте осторожны: купить что-нибудь действительно стоящее бывает в таких условиях достаточно сложно. Торговцы при всей их показной дружелюбности искренним советом вам вряд ли помогут. С другой стороны, в Ментон приезжают не на шопинг, а за красивым, необычным зрелищем и лимонно-мандариновым настроением, которое потом, уже в России, оживает всякий раз при виде золотистого плода.