Аполитичный Рунет

06.11.200600:00

Холдинг «Проф-Медиа», принадлежащий Владимиру Потанину, изрядно взбаламутил доселе тихий интернет-рынок. За последний месяц он фактически по частям скупил вторую по значимости медийную площадку в Рунете – холдинг «Рамблер Медиа Лимитед», вложив в этот актив рекордную сумму почти $260 млн. Стратегия «Проф-Медиа» в Сети пока остается туманной для игроков и экспертов рынка. Единственно приходящее на ум объяснение: Потанин пытается создать многопрофильный медиа-холдинг, который будет обслуживать на выборах 2008 года интересы Кремля, донося его посылы до народных масс, в том числе через интернет-ресурсы.

В начале недели руководство «Проф-Медиа» объявило о покупке 48,8% акций российской интернет-компании «Рамблер Медиа Лимитед». В ближайшее время еще 6% ценных бумаг компании перейдет к «Проф-Медиа». И хотя сумма сделки не объявляется, исходя из рыночной капитализации «Рамблера» в $440 млн, 54,8% его акций оценивается в более чем $235 млн. Неделей ранее на приобретение 100% телеканала «Рамблер ТВ» было потрачено еще $23 млн. С учетом покупки 100% акций телеканала ТВ-3, которая близка к завершению, затраты холдинга возрастают еще на $550 млн. В результате всех этих сделок «Проф-Медиа» может стать крупнейшим медиа-холдингом в Восточной Европе с капитализацией, по данным TNS Gallup Media, почти в миллиард долларов. В его собственности уже находятся телеканал «2х2», контрольные пакеты акций сети кинотеатров «Синема Парк», кинокомпании «Централ Партнершип» и четыре радиостанции – «Авторадио», «Энергия», «Юмор FM» и «Русские песни». Холдингу принадлежат также Издательский дом «Афиша», компания Business Media Communications, выпускающая специализированные деловые издания, и контрольный пакет ИД «Комсомольская правда». Последний, впрочем, уже практически продан «Газпрому».

Главный вопрос, мучающий игроков рынка: что же будет делать с этим медийным зоопарком холдинг, контролируемый Потаниным? Позиция «Проф-Медиа» насчет будущего интернет-активов ясности в этот вопрос не вносит. В компании уверяют, что сконцентрируются исключительно на развитии интернет-бизнеса.

«Рамблер Медиа» будет расти за счет органического развития, то есть за счет аудитории. Рынок рекламы в Рунете ежегодно увеличивается на 60 – 70%», – сообщил «Ко» представитель «Проф-Медиа» Константин Воронцов. «Я полагаю, что Потанина прежде всего интересует капитализация активов. Рост интернет-рынка позволяет рассчитывать выйти из этого бизнеса на любом этапе с хорошей премией», – считает президент «Медиасоюза» Александр Любимов.

«Холдинг «Проф-Медиа» уходит от формата издательского бизнеса и превращается в мультимедийный холдинг в развлекательном сегменте. Наша цель – деполитизация активов и развитие развлекательного сегмента», – уточнил Воронцов.

Но в деполитизацию «Рамблера» после перехода под контроль «Проф-Медиа» верят далеко не все. Есть версия, что Потанин, как олигарх лояльный Кремлю, поставлен оным «бдить в Рунете». И обеспечить к 2008 году доставку госконтента в умы самой неподконтрольной части российского электората – пользователей Рунета. Похожие мотивы, возможно, движут еще одним известным предпринимателем Александром Мамутом, который развивает свой развлекательный интернет-проект Sup Fabrik. То, что «Рамблер» наряду с «Яндексом» – самые внушительные медиа-площадки в Рунете с потенциальной аудиторией почти в 50 млн человек, вопросов не вызывает. Вопрос в том, как именно будет развлекать Потанин миллионы пользователей «Рамблера».