Арабский гость
Халед Джамиль возглавляет компанию "ДжамильКо", которой принадлежит чуть ли не пятая часть всех московских бутиков. Когда в 1992 году он создавал свою компанию, то не рассчитывал, что станет одним из ведущих дистрибуторов модной одежды в России.
Президент "ДжамильКо" родом из Сирии, образование получил во Франции, а как бизнесмен состоялся в России. Здесь он работает уже 13 лет и считает, что где-нибудь в Европе или Америке управлять компанией ему было бы сложнее. "Я высоко ценю такое качество у подчиненных, как лояльность к фирме, - объясняет Джамиль. - Это есть на Востоке, но не на Западе, где люди очень прагматичны и легко переходят из одной компании в другую. В России же легко найти лояльных сотрудников".
Халеду Джамилю свойственны многие привычки арабского бизнесмена, которые в представлении европейцев являются типичными для Востока. Например, сочетание дружелюбия и некоторой скрытности. Он хороший рассказчик и умеет расположить к себе собеседника, но при этом не будет делиться с вами секретами своего дела и подробностями личной жизни.
Восточный бизнесмен, как правило, авторитарный менеджер и все в фирме стремится держать под личным контролем. Но 44-летнему президенту "ДжамильКо" такой стиль руководства как раз несвойствен. "Хороший менеджер все полномочия распределяет среди подчиненных, - утверждает Халед Джамиль. - У него на столе нет ни одной бумаги, а когда он уходит из офиса, ему не звонят каждые полчаса. Я, например, занимаюсь своими магазинами, пока они находятся в проекте. Как только магазин открылся, всё - мне там делать нечего". Начиная с 1993 года он успел сделать уже более тридцати таких проектов.
Проводник для Levi Strauss
В Москву Халед Джамиль приехал в 1987 году по поручению своего отца - владельца фирмы Orientexport, занимавшейся поставками в СССР потребительских товаров из Сирии. Халед, только что получивший МВА в Лионском университете, должен был открыть представительство компании. Ради работы ему вскоре пришлось оставить обучение в аспирантуре, но решение отца он не оспаривал. "Во-первых, на Востоке это не принято, - объясняет он. - Во-вторых, мне было интересно поработать в России". В Советском Союзе Халед до того был несколько раз: еще ребенком отдыхал в пионерском лагере "Артек" (его отец состоял в Международном комитете защиты мира), затем, будучи студентом, навещал двух своих братьев, учившихся в Москве.
Фирма Golden Star, которую возглавил Халед, взялась также представлять в СССР интересы других компаний - турецкой ENKA, американской Levi Strauss, нескольких французских фирм. В 1991 году иностранные компании получили возможность создавать в России дочерние фирмы, и Golden Star оказалась под угрозой потери клиентов. Тогда Халед Джамиль предложил отцу создать компанию, которая занялась бы в России дистрибуторским бизнесом.
Четкого представления о специализации новой фирмы, названной "ДжамильКо", у ее президента на первых порах не было. Для начала Халед Джамиль решил использовать свои связи с Levi`s.
"Мы попытались найти компанию, которая могла бы открыть original store марки Levi`s, - рассказывает Джамиль. - Желающих не оказалось, и мы решили сами создать магазин. Тогда мы не предполагали, что так и останемся в розничной торговле, просто хотели попробовать свои силы".
(Под "мы" Халед Джамиль подразумевает своих первых сотрудников - всего пять человек, все россияне. Все они и сейчас работают в компании, занимая топ-менеджерские должности.)
Продажи в магазине Levi`s, который компания открыла в феврале 1993 года, пошли более чем успешно. За первый год его работы попасть в торговый зал можно было не иначе, как отстояв в очереди на улице. Кто помнит - фирменные джинсы в то время считались элементом столичного шика и потому пользовались ажиотажным спросом. Вскоре "ДжамильКо" открыла второй магазин Levi`s.
В конце 1994 года Халед Джамиль решил, что компании пора расширять свой ассортимент. "Мы хорошо освоили технологию организации розничной торговли и поняли, что сможем продавать любую другую марку", - рассказывает он.
Джамиль обратил внимание на популярный в Европе молодежный брэнд Naf Naf. У владельца марки, одноименной французской компании, он запросил эксклюзивные права на дистрибуцию. "Марка в России не была известна, а заниматься ее продвижением без эксклюзива мы не хотели", - объясняет Джамиль. Желаемого он добился. По его словам, потому, что предоставил гарантии - пятилетний план развития сети магазинов Naf Naf в России.
Первый магазин Naf Naf был открыт в марте 1995 года. В тот год на маркетинг и рекламу марки "ДжамильКо" затратила несколько сотен тысяч долларов - примерно 10% от своего оборота.
В 1996 году "ДжамильКо" приобрела эксклюзивные права на дистрибуцию Chevignon и Swatch и в июне-июле открыла в Москве первые магазины этих марок. А в следующем году Халед Джамиль уже решил развивать в компании направление торговли марками одежды класса lux.
Escada - это просто
"Заняться элитными марками нам предлагали еще в 1993 году, например Rochas, но тогда я решил, что для компании это рано", - рассказывает Халед Джамиль. Время пришло, по его мнению, именно в 1997 году, когда потребительский спрос резко вырос, курс рубля стабилизировался, а у иностранцев возник повышенный интерес к российскому рынку.
В 1997 году "ДжамильКо" получила эксклюзив на Wolford, и в апреле в Москве начал работать первый бутик этой марки. А в феврале 1998 года компания открыла "Дом Escada", став первым официальным дистрибутором марки в России.
В августе 1998 года "ДжамильКо" открыла в Москве бутик Cerutti, а в декабре того же года - бутик Christian Dior. На дистрибуцию одежды этих марок компания получила эксклюзивные права.
"Сейчас я могу сказать, что с точки зрения организации продаж заниматься одеждой класса lux легче, чем casual, - говорит Халед Джамиль. - В бутике всего несколько клиентов могут сделать дневной оборот, тогда как, чтобы те же деньги получить в таком магазине, как Naf Naf, нужно обслужить сотню покупателей и при этом держать не менее высокий уровень сервиса".
Переговоры с владельцами брэндов президент "ДжамильКо" всегда вел лично. Причем дело не обходилось без конкуренции с другими заинтересованными компаниями. По этическим соображениям Джамиль их не называет. Впрочем, конкуренты "ДжамильКо" и так известны - это "Русское золото", Mercury и "Восток-Запад" (сеть Bosco di Ciliegi).
Как утверждает Халед Джамиль, к каким-либо хитроумным способам получения эксклюзивных прав он не прибегал. "Я просто объяснял, что мы готовы взять на себя все расходы на маркетинг и рекламу, если нам предоставят эксклюзив", - рассказывает Халед Джамиль.
По мнению главы "ДжамильКо", мастерство топ-менеджера заключается в умении "чувствовать рынок". "У бизнесмена должна быть интуиция, которая подсказывает, что на рынке такое-то место выгодное, такая-то марка хорошая, такая-то программа будет работать, - говорит он. - Ни статистика, ни маркетинговые исследования так не помогут".
Но один раз Халед Джамиль все же по-крупному просчитался. В апреле 1998 года он купил работающий бутик Guy Laroche и примерно через полтора года закрыл его. "Для себя я сделал вывод: никогда больше не покупать чужой бизнес, то есть созданный до тебя кем-то другим, - рассказывает президент "ДжамильКо". - Не получится перестроить его под свои требования, даже если полностью сменить персонал. Этого вообще не нужно делать, потому что клиенты бутика привыкают к конкретным людям и к определенному стилю работы".
Случалось Халеду Джамилю и уступать конкурентам, как, например, произошло с маркой Chanel.
Naf Naf по-русски
К середине 2000 года, через восемь лет после создания компании, в "ДжамильКо" работали почти 700 сотрудников. Число собственных магазинов и бутиков в Москве и Санкт-Петербурге выросло до 30. По договору франчайзинга магазины Naf Naf, Chevignon, Swatch и Wolford были открыты в других крупных городах России - Калининграде, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске.
Как рассказывает Джамиль, при таких темпах развития ему постоянно приходилось проводить реструктуризацию компании. "Я пытался найти на Западе похожую компанию, которая занималась бы одновременно марками lux и casual, ритейлом и дистрибуцией и на опыте которой я смог бы поучиться, - вспоминает он. - И примеров не нашел". Тем не менее президент "ДжамильКо" и сейчас не намерен отказываться от выбранной стратегии развития. Он уверен, что компания сможет избежать опасности стать неуправляемой из-за своих масштабов.
По словам Халеда Джамиля, он не замыкает на себя все вопросы управления: "Руководитель все знать не может, у него должны быть менеджеры, которые имеют больше знаний и опыта по каким-то направлениям". В сотрудниках президент "ДжамильКо" больше всего ценит стремление к профессиональному росту и лояльность компании. "Если человек соответствует этим требованиям, то мы постараемся не упустить его и предоставить возможности карьерного роста, - говорит он. - Например, все продавцы нашего первого Levi`s original store сейчас работают менеджерами или управляющими магазинов".
Судя по словам и планам президента "ДжамильКо", компания только-только начинает разворачиваться в полную силу. "Мы хотим стать ведущим ритейлером и дистрибутором модной одежды в России", - заявляет он. В августе этого года компания открыла свой первый мультибрэндовый бутик в московском ГУМе - Redcode, в котором представлены коллекции ведущих мировых марок - таких, как Nicole Farhi, Burberry, Paul Smith. А в начале сентября начал работать бутик Yohji Yamamoto - одежду от культового японского модельера "ДжамильКо" представляет на эксклюзивных правах. До конца года компания откроет еще один мультимарочный бутик, объединенный с арт-салоном, и "Дом Hermes".
Для бутика Hermes компания сейчас за свой счет строит отдельное здание в Столешниковом переулке. Проект с этой маркой Халед Джамиль считает своим самым большим успехом. "Во всем мире Hermes открывает свои бутики самостоятельно, - поясняет он. - Мы первая компания, получившая права на дистрибуцию марки". Остается только добавить, что к Hermes президент "ДжамильКо" присматривался с 1989 года.
Халед Джамиль намерен также параллельно с магазинами высокой моды развивать и направление casual. В его планах, например, организовать в России производство одежды от Naf Naf, после того как число магазинов этой марки вырастет с нынешних 12 до 20.
Еще по теме
Традиция составления рейтингов бизнесменов существует в изданиях богатых стран более 60 лет. В большинстве случаев американские и европейские журналы оперируют не оценками экспертов, а финансовыми показателями и другими вполне конкретными цифрами. Журналистам есть откуда их взять.
Walt Disney Company - второй по величине медиа-холдинг мира после Time Warner. Оборот компании в 1999 году составил $23,4 млрд. На империю, некогда созданную одним талантливым художником, трудятся 120 тыс. человек.