Арабский счет
Убытки отечественного бизнеса от затянувшейся "арабской весны" уже превысили $5-6 млрд. Десятки компаний, включая крупнейшие госкорпорации, вряд ли смогут вернуть утраченные позиции, А эскалация событий способна привести к полному вытеснению России из традиционного региона влияния.
Назавтра были санкции
В списке наиболее пострадавших от всплеска национального самосознания на Ближнем Востоке и в Северной Африке, откуда революционные настроения перекинулись и на соседей по Северной Африке, - десятки российских компаний военно-технической сферы, железнодорожники, туристические агентства, экспортеры сельхозпродукции и даже газовики и нефтяники. Но в печальном рейтинге финансовых потерь с большим отрывом лидируют предприятия отечественного оборонпрома.
Весной текущего года Сергей Чемезов, глава "Ростехнологий", заявил, что наша страна понесла прямые потери от арабских революций на сумму $2 млрд и примерно во столько же оценивается упущенная прибыль. Не так давно мрачные слова полугодовой давности подтвердил генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин. Основной ущерб, по его мнению, Россия понесла в результате отказа от поставок в Ливию продукции военного назначения. На эту меру пришлось пойти в связи с введением санкций со стороны Совета Безопасности (СБ) ООН. Глава госкомпании оценил убытки по Ливии в $4 млрд. В эту сумму входят как прямые потери от нереализованных контрактов, так и упущенные возможности. "Никто, кроме Исайкина, не может достоверно сказать, какие переговоры и контракты по линии ВТС заморожены, сколько мы потеряли", - комментирует ситуацию Леонид Калашников, первый зампред комитета по международным делам Госдумы РФ. Проблемы возникли у десятков отечественных компаний оборонного сектора.
Среди тех, кто публично признал себя пострадавшими, - корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Ущерб от срыва контрактов на поставку авиационных ракет Ливии ее руководитель Борис Обносов недавно оценил в 600 млн евро. "Это серьезные для нас потери, - сетует он. - Буквально на другой день после того, как нам объявили, что контракты подписаны, были введены санкции СБ ООН". Судя по высказываниям Бориса Обносова, "дыру" такой величины компании будет "заштопать" крайне сложно, "поскольку экспортные контракты, как правило, наиболее доходные, в то время как рентабельность внутренних контрактов низка". Ливия должна была стать первым зарубежным заказчиком, добавляют ложку дегтя эксперты отрасли, при этом тактические вооружения гораздо проще продвигать на внешнем рынке, если у коммерческой структуры уже имеется за плечами хотя бы одна продажа на экспорт. В состав госкомпании входят порядка двух десятков фирм, в том числе ГНПЦ "Звезда - Стрела", Смоленский авиационный завод, завод "Красный гидропресс", а также множество предприятий и конструкторских бюро, разбросанных по всей стране. В расчете на экспортные доходы корпорация вкладывалась в модернизацию, и теперь ей также нужно искать деньги на подготовку крупносерийного производства ракетного вооружения по государственной программе.
Долги невозвратные
Санкции против Ливии ввели в убыток и одного из ведущих авиапроизводителей - корпорацию "Иркут". Весной 2010 г. при посредничестве "Рособоронэкспорта" авиастроители заключили контракт на поставку ливийским партнерам шести учебно-тренировочных самолетов Як-130. Подрядчик свои обязательства выполнил: крылатые машины построены, стоят в Иркутске, но не оплачены, представляя собой, по словам руководителя Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, "омертвленные деньги". Контракт ориентировочно оценивается в $90 млн. Сейчас "Иркут" мучительно пытается кому-то пристроить самолеты. В качестве покупателя рассматривают Казахстан и даже Белоруссию, хотя очевидно, что при нынешнем финансовом положении заплатить за Яки Минск не в состоянии.
Подсчитывает убытки по ливийским контрактам и ОАО "РЖД". В феврале текущего года, после начала волнений в стране, госкомпания и ее "дочка" "Зарубежстройтехнология" были вынуждены остановить работы по прокладке железнодорожной ветки Сирт - Бенгази, эвакуировать более 200 человек персонала, вывезти и законсервировать технику. Контракт, заключенный в 2008 г., стоил 2,2 млрд евро, а все работы по нему должны полностью оплачиваться ливийской стороной. Однако же в апреле глава РЖД Владимир Якунин, хоть и не называя суммы, признал факт серьезных убытков. По его словам, компания пытается взыскать "непокрытые расходы" со страховщиков, напирая на то, что в Ливии происходят не боевые действия, а "беспорядки". Если судить по косвенным данным - официальной отчетности РЖД, потери могут достигать нескольких миллиардов рублей. Так, в 2010 г. авансы по проектам выданы в сумме порядка 13,6 млрд руб., а в качестве предоплаты сама госкомпания выделила на тот момент более 15,9 млрд руб. Общая же сумма предоплаты на конец прошлого года превысила 21 млрд руб.
Двойной проигрыш
Тот факт, что наибольшие финансовые потери российский бизнес несет именно в Ливии, - вовсе не случайность. Три года назад Москва пообещала простить Муамару Каддафи все долги, накопленные страной со времен бывшего СССР, при условии возобновления торгово-экономического сотрудничества. Наш Минфин тогда оценил задолженность Ливии в $4,6 млрд. И после подписания в апреле 2008 г. межправительственного соглашения представительства в Триполи открыли "Технопромэкспорт", "Татнефтегеофизика", "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд" и другие российские компании.
Их судьба сложилась по-разному. Так, Григорий Волчек, пресс-секретарь "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд", в беседе с "Ко" опроверг информацию о якобы понесенных компанией в Ливии потерях. "В этой стране мы не работаем. Офис был закрыт года три назад. На тендерах, которые проводились, выдвигались слишком жесткие условия, проанализировав которые мы решили в проектах не участвовать. Так же было и в Алжире", - сообщил он. Относительно благополучно обстоят дела у "Технопромэкспорта": к моменту начала восстания все построенные объекты были переданы на баланс ливийского правительства и оплачены.
Впрочем, косвенные потери могут оказаться значительными. "В Ливии мы уже построили ЛЭП длиной в 1000 км и готовились участвовать в тендерах на строительство новых станций, - сказал "Ко" главный эксперт дирекции по развитию бизнеса в зарубежных странах ОАО "ВО "Технопромэкспорт" Александр Добровольский. - Сейчас эти планы придется менять, потому что единого и стабильного правительства в стране нет и невозможно точно предсказать, когда оно появится и возьмется за энергетику". При этом, по оценкам эксперта, стоимость новой современной электростанции доходит до $800 млн, и очевидно, что "ни одно правительство в мире сразу же после окончания военных действий не станет вкладывать такие деньги в новое строительство или восстановление электростанции".
С каждым днем все выше вероятность того, что российские компании окажутся в Ливии не у дел. Представители нового правительства - Национального переходного совета - неоднократно давали это понять. Сначала они заявляли, что будут пересмотрены все контракты, заключенные при Каддафи, потом - что только контракты с российскими и китайскими компаниями - в отместку за отсутствие энтузиазма в борьбе против опального экс-лидера. Впрочем, другие представители эти заявления опровергали. "До сих пор нет понимания, кто теперь у власти, какие племенные вожди, насколько монолитна группировка тех, кто устраивал революцию, насколько они подвержены влиянию радикальных исламских лидеров и движений. Прогнозы делать сложно, - рассуждает Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИК "Универ Капитал". - Не думаю, что будет жесткое недопущение России или Китая в местный бизнес. Индивидуально - возможно, но в сотрудничестве с западными партнерами - не думаю".
На сколько тянет Elephant
В обстановке полного отсутствия гарантий на будущее и непрекращающихся боевых действий Китай заявил, что временно приостанавливает свои проекты в Ливии. Российские власти пока от подобных высказываний воздерживаются. Однако дележ ливийского бизнес-пирога идет полным ходом. И происходит это в пользу итальянских и французских компаний. А вопрос, войдут ли россияне в консорциум по проекту Elephant, публично не обсуждается.
"Так вышло, что в феврале было заключено соглашение между "Газпромом" (точнее, его "дочкой" "Газпром нефтью". - Прим. "Ко") и итальянской ENI, и на февраль же пришлось начало событий в арабском мире. Совпадение крайне неудачное, поскольку проект Elephant для "Газпрома" интересен. И другие проекты, особенно те, которые российские компании нефтегазового сектора реализуют в Ливии, важны для "Татнефти", "Газпрома" и "Газпром нефти", - рассказывает Дмитрий Александров. - С другой стороны, я не разделяю ажиотаж, возникший вокруг обсуждения потерь. В Ливии ни "Газпром", ни "Татнефть", ни "Газпром нефть" не успели запустить большие проекты, способные принести им серьезный ущерб. Да и доля россиян в Elephant - треть, а с финансовой точки зрения - всего $163 млн. Масштабы для госкомпании, прямо скажем, не слишком велики. К тому же, насколько известно, российская сторона проплату сделки приостановила, так что непосредственных прямых потерь здесь, похоже, удалось избежать".
В данном случае можно говорить об упущенной выгоде. Например, если оценить расчетные параметры эксплуатации за все годы действия контракта, то это сотни миллионов долларов. Но не стоит драматизировать. По мнению Дмитрия Александрова, аналогичные расчеты можно сделать и в отношении многих проектов в других регионах, "например в случае неблагоприятных изменений налогового режима". "Газпром" может сохранить свои позиции в международном консорциуме. "Другой вопрос, что придется идти на уступки по ценам на поставки газа в Италию, торговаться об условиях. Но это нормальная практика", - подчеркивает эксперт.
Сфера интересов отечественных игроков нефтегазового сектора не ограничивается проектом Elephant. "Татнефть", первой из российских компаний появившаяся на ливийском рынке в постсоветский период, еще в 2005 г., успела пробурить на территории страны три скважины и даже провести ряд успешных испытаний. А "Газпром" в результате тендеров 2006 - 2007 гг. получил лицензии на разработку двух перспективных лицензионных участков - N19 (на шельфе Средиземного моря) и N64 (в 300 км к югу от Триполи). В декабре 2007 г. концерн стал еще владельцем 49% в двух ливийских нефтяных концессиях, принадлежащих Wintershall AG.
В "Газпроме" потери не комментируют, а руководство "Татнефти" ранее заявляло, что убытки от ливийских проектов могут достигнуть $200 млн. "Я бы оценивал потенциальные потери "Татнефти" в Ливии в сумму от $100 млн до $250 млн, то есть фактически мы попадаем здесь в ту вилку, которую указывало и руководство компании, в том случае, если будет потеряна вся созданная инфраструктура, геологическая информация (права) и все перспективы возврата на данные проекты", - полагает Дмитрий Александров.
Без церемоний
"Нас не особо хотели видеть в Ираке, но мы там работаем, и китайские компании тоже, - не соглашается с мнением Леонида Калашникова Дмитрий Александров. - Может быть, условия, на которых наши компании нефтегазового сектора работают сейчас в Ираке (например, ЛУКОЙЛ на Западной Курне-2), менее привлекательны, чем предлагались при Саддаме Хусейне, но, с другой стороны, при нем и практически ничего не было сделано".
В Ирак вернулся и "Техпромэкспорт". Компания восстанавливает ТЭС "Харта". Кроме того, по данным Александра Добровольского, еще перед началом боевых действий она подтвердила контракт на постройку электростанции "Юсифия", состоящей из 6 блоков, подписанный еще в июне 1988 г. в рамках межправительственного соглашения между СССР и Ираком, но так и не реализованный. "Мы успели завезти туда оборудование на сотни миллионов долларов, развернули общестроительные работы, начался монтаж. Но в ходе последующих военных действий территория будущей электростанции неоднократно подвергалась обстрелам и бомбардировкам, несколько раз приходилось эвакуировать наших рабочих и специалистов. Часть оборудования уничтожена, часть разграблена. Естественно, это значительно увеличивает первоначальную стоимость строительства станции", - рассказывает Александр Добровольский. И лишь теперь - спустя два года после окончания иракской войны - на стройплощадке проводится инспекция, цель которой - в срок до октября 2011 г. подготовить для правительства Ирака предложение по условиям возобновления работ на станции.
Возвращение откладывается
Египет еще со времен Советского Союза считается сферой влияния отечественных компаний. Так, наши нефтяники (сейчас "ЛУКОЙЛ Оверсиз") с 1978 г. ведут работу на месторождениях WEEM и Мелейя в сотрудничестве с Египетской государственной нефтяной корпорацией (наша доля - 24%). Именно партнерство с египтянами позволило компании "дешево отделаться". "В момент египетских волнений мы эвакуировали из страны всех россиян. Но работы на промысле не приостанавливались, местные сотрудники работали, отгрузки продолжались. Был закрыт и взят под охрану каирский офис. Пришлось арендовать самолет, вывозить людей, - рассказывает Григорий Волчек. - Все убытки этим ограничиваются. Поскольку в Египте ситуация быстро нормализовалась, а новое правительство подтвердило все ранее заключенные контракты, потери оказались не слишком велики. Больше никаких пересечений с "арабской весной" у нас не было".
Для "Техпромэкспорта" и его западных конкурентов, таких, например, как General Electric или Siemens, арабские события - это упущенная прибыль на сотни миллионов, если не на миллиарды долларов. И одновременно - лакомый кусок на неопределенное будущее. "Для нашей компании этот регион - традиционно один из важнейших, здесь усилиями "Технопромэкспорта" в разные годы построено около 30 различных энергетических объектов, в том числе сооружены Асуанский гидроэнергетический комплекс на реке Нил в Египте (плотина и гидростанция), гидроэнергетический комплекс на реке Евфрат в Сирии, ТЭС "Наджибия" и "Насирия" в Ираке, несколько станций в Йемене и другие", - рассказывает Александр Добровольский. И многие из этих объектов, построенных 45-50 лет назад, нуждаются в дорогостоящей модернизации. В том числе и знаменитая Асуанская плотина. Традиционно подряды на модернизацию почти всегда достаются строителям, так что россияне рассчитывали на крупные заказы. Теперь же проекты в регионе могут быть отложены на годы.
"Военные конфликты и народные восстания, как показывает опыт Афганистана, Ирака, Туниса и Египта, в одночасье не заканчиваются. В Египте противоборство политических группировок идет уже несколько месяцев, они добиваются для себя получения политических и экономических дивидендов. Банды мародеров разрушают инфраструктуру государства, нанося ей колоссальный ущерб, - комментирует Александр Добровольский. - В ходе же боевых действий наиболее серьезные повреждения обычно наносятся в первую очередь крупным энергетическим объектам: ТЭЦ, ГЭС, ЛЭП. В Ираке и бывшей Югославии ЛЭП давили танками, а трансформаторные станции разрушали ракетами и артиллерийским огнем. Задача - лишить электроэнергии военные заводы, объекты связи, нарушить целостность управления страной".
Победившие сталкиваются с дилеммой: надо как можно скорее восстанавливать энергообъекты, но это бессмысленно в случае партизанской войны. Так, лишь спустя два года ревизия на иракской ТЭС "Юсифия" вошла в завершающую фазу. Опасность в том, что, если объект такого рода окажется дешевле снести и построить заново, то конкуренты могут перехватить контракт.
Нефть вместо оружия
"Большинство аналитиков почему-то не принимают в расчет то обстоятельство, что исключительно из-за нестабильности на Востоке цены на нефть держатся выше отметки $100 за баррель, и российская экономика от этого только выигрывает. Это не только вопрос ливийской нефти. Если бы произошла нормализация отношений между Ираном и Западом, иранский газ закачали бы в газопровод "Набукко", а наш "Газпром" сейчас бы подсчитывал многомиллиардные убытки", - рассуждает Руслан Пухов.
По подсчетам Дмитрия Александрова, на начало февраля 2011 г. цена на нефть находилась в районе $100 за баррель, после начала революций она пошла вверх и достигала $127, а до текущего момента средняя цена - порядка $113. Формальная оценка дополнительных доходов по нефти может дать сумму примерно в $21,5 млрд, полагает аналитик. Сложнее с газом: конечно, цены выросли и оставались высокими, но из-за снижения спотовых цен "Газпром" столкнулся с требованиями уменьшения объемов поставок или понижения цены, так что прогнозировать, насколько газовый монополист выиграл от хорошей нефтяной конъюнктуры, преждевременно.
Всем очевидно, что Ливия стала одним из драйверов роста нефтяных цен начала года. Но, по мнению Дмитрия Александрова, опасались не самих революций: все боялись, что волнения распространятся на всю Северную Африку и охватят арабский Восток, включая те же Катар и Саудовскую Аравию. Поэтому инвесторы использовали и продолжают использовать "черное золото" для хеджирования слабости доллара и прочих валютных рисков. "Если сейчас в Ливии все нормализуется, Сирия успокоится и ситуация вокруг Израиля стабилизируется, то цена на нефть марки Brent к концу года может сместиться к $94", - прогнозирует аналитик.
В счет будущих убытков
Российские потери в арабских странах являются "окончательными", утверждает Леонид Калашников. "Ни в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), ни в нефтегазовой сфере нам не удастся вернуться, скажем, в Ливию. И проект по строительству железной дороги теперь вряд ли будет реализовывать РЖД", - уверен Калашников. Владимир Якунин не поднимает эту тему с весны - в апреле он еще оптимистично высказывался в том смысле, что "контракт рано или поздно восстановится". Рассчитывать на щедрость страховщиков бизнесу бессмысленно. "Война, восстания, мятежи и иные боевые действия - это всегда форс-мажор, и никакие страховки такие потери не покрывают", - справедливо замечает Александр Добровольский.
"К сожалению, с географической точки зрения наши потери не ограничиваются только странами, где уже произошли революции, - пугает Леонид Калашников. - Можно говорить о значительных убытках в странах арабского Востока, включая Сирию, Иран, Ливию и Египет". И основные потери эксперты прогнозируют опять же в сфере ВТС. Официальные оборонщики страсти не нагнетают. Так, потери по контрактам с Йеменом в сфере ВТС Анатолий Исайкин оценил как мизерные. Египетские же контракты, по его словам, были реализованы. "В настоящее время эта страна не отказывается от заключенных с нами соглашений, а мы все свои обязательства выполняем", - отметил он. "С Тунисом у нас сотрудничества в военно-технической сфере нет, - комментирует ситуацию Руслан Пухов. - В Алжире мы ничего не потеряли. Основные закупки и поставки завершены. На этом рынке мы все, что могли, взяли".
Основные потери отечественных компаний от арабских событий еще впереди. По оценкам Константина Макиенко, заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий, только сирийские контракты по линии ВТС от российских производителей на начало 2011 г. составляли порядка $3,5 млрд. Руслан Пухов конкретизирует: нам предстоит поставить в Сирию 24 истребителя МиГ-29М2 (РСК "МИГ", стоимость контракта - до $1 млрд, поставки начнутся в 2012 г.); 8 истребителей МиГ-31Э (РСК "МИГ", до $500 млн - состояние контракта не ясно, поставок не было); до 8 дивизионов ЗРК "Бук-М2Э" ("Алмаз-Антей", до $1 млрд - состояние не ясно, поставки, видимо, не начались); самоходные ПТРК "Хризантема-С"; выполнить контракты на ремонт и модернизацию истребителей МиГ-29 (около 48 штук, РСК "МИГ", видимо, идет в Сирии), бомбардировщиков Су-24МК (около 20 штук, "Сухой", состояние не ясно) и модернизацию ЗРК С-125М "Печора-2М" ("Оборонительные системы", видимо, осуществляется в Сирии).
Однако против поставок российских вооружений Дамаску возражают США и Израиль. И велика вероятность, что часть контрактов выполнена не будет, как это уже случилось в Иране, полагает Леонид Калашников. "Уверен, что в Сирии все идет примерно по тому же сценарию, что и в Ливии, хотя политическое противостояние может затянуться и на 5 лет. Запад будет наращивать давление", - считает он.
Константин Макиенко говорит, что потери от нереализованных контрактов в Иране способны превысить $7 млрд. "Этот объем уже законтрактован, но потери могут доходить и до $13 млрд", - поясняет эксперт. "В августе Иран заявил, что подает на нас в международный суд и будет требовать больших компенсаций за то, что "Рособоронэкспорт" отказался от поставок зенитных ракетных комплексов С-300, которые уже были частично предоплачены. Цена вопроса - сотни миллионов долларов, - рассказывает Леонид Калашников. - И у Тегерана есть все шансы выиграть дело, поскольку данные вооружения относятся к категории оборонительных, а речь в резолюции Совбеза ООН шла о запрете на поставки наступательных вооружений. Скорее всего, отказ от поставок стал итогом закулисных переговоров между лидерами США, Израиля и России". А поскольку свято место пусто не бывает, то поставки оружия в регион рано или поздно возобновятся, только контрагентами местных правительств будут уже не отечественные компании.