АРБ хочет отвечать за всех
Попытка нового президента Ассоциации российских банков поднять АРБ на качественно новый уровень скорее сорвалась, нежели оказалась удачной. С одной стороны, в октябре к АРБ присоединились Московский банковский союз, Ассоциация банков центральной России, Ассоциация банков Северо-Запада, а также ассоциация «Большая Волга» и еще несколько профессиональных объединений, представляющих интересы одиннадцати регионов России. В то же время от подписания генерального соглашения, именуемого «О консолидации усилий банковских объединений по развитию и укреплению банковской системы», отказалось старейшее банковское объединение страны – ассоциация региональных банков «Россия». Ее поддержали банкиры из Перми, а еще с тремя банковскими объединениями ситуация никак не прояснится: непонятно, хотят они «уходить» под АРБ или нет…
Подобный исход первого Всероссийского совещания банковских объединений можно трактовать двояко. С одной стороны, АРБ формально расширилась. Однако появление в списке «вновь вошедших» МБС и Ассоциации банков центральной России вызывает только улыбку: МБС исторически неотделим от АРБ (Ассоциация «выросла» из союза; сидят в одном здании, управленческий аппарат один и тот же), а АБЦР – структура, президентом которой является нынешний президент АРБ Гарегин Тосунян. Было бы странно, если бы МБС и АБЦР от вхождения в АРБ отказались! Что же касается остальных «новобранцев», то их вступление в ассоциацию важно лишь по географическим соображениям. Как известно, по степени концентрации банковского капитала вполне хватило бы Москвы и Московской области. Только в Центральном федеральном округе насчитывается 720 банков, 650 из которых находятся в Москве и области. На остальные 16 областей приходится 70 банков, то есть по одному-двум банкам на область (за исключением пары-тройки субъектов с «повышенной» концентрацией финансовых институтов – до 10 банков). Зато «по охвату» АРБ стала гораздо более презентабельной, что удобно для продвижения своей марки.
Любопытно, что банковское совещание состоялось в сотый день пребывания на президентском посту Гарегина Тосуняна. Если бы все пошло «по плану АРБ», главным итогом этих 100 дней стало бы закрепление за АРБ статуса всероссийского банковского объединения. Обращает на себя внимание поспешность, с которой АРБ решила провести «объединительный» съезд – вернее, даже не съезд, а совещание. Видимо, организаторы совещания искренне полагали, что равных ассоциации в стране нет, поэтому партнерские организации просто вольются в АРБ – если и не «растворившись» в ней формально, то уж во всяком случае наделив нынешнее руководство ассоциации статусом «старшего брата». Очевидно, подобно тому как руководство Промстройбанка России затевало в свое время создание холдинга из бывших структурных подразделений ПСБ СССР, втайне надеясь «сойтись» с питерским Промышленно-строительным банкам, так и нынешняя АРБ хотела «подобрать под себя» ассоциацию «Россия». Ни одно другое банковское объединение не пытается выстроить диалог с властью и с бизнес-сообществом, вступая в конкуренцию с АРБ. А «Россия» ответила отказом, причем весьма резким: ее представители обвинили АРБ в попытке расколоть банковское сообщество…
Как бы там ни было, АРБ, в рядах которой теперь 571 член (468 из них – кредитные организации), сохранила лишь статус одного из банковских объединений страны, пусть и самого представительного. Статуса же «главного лоббиста» ассоциация лишилась: представители крупного бизнеса (в том числе и финансового) встречаются теперь с первыми лицами государства от имени РСПП, а не банковской ассоциации, как было вплоть до второй половины 1990-х. Следовательно, Гарегину Тосуняну надо искать новые варианты вывода АРБ на качественно иной уровень (вернее сказать – возвращения утраченных позиций).