Top.Mail.Ru
рейтинги

Арт-скандалы, которые стоили дорого

31.05.202009:00
Архип Куинджи, «Ай-Петри. Крым». Фото: РИА Новости Архип Куинджи, «Ай-Петри. Крым». Фото: РИА Новости

В громких скандалах в сфере искусства всё чаще фигурируют россияне. Наши соотечественники (нынешние или бывшие) замечены в покупке и продаже подделок, сбыте и приобретении краденого, растратах, обманах, банальных кражах и дурном вкусе. «Компания» выбрала самые громкие истории за последние пять лет, ставшие «классикой жанра».

Похищение Куинджи

Когда 27 января прошлого года из Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке с моновыставки Архипа Куинджи неизвестный похитил картину «Ай-Петри. Крым», только ленивый не вспомнил комедию Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», где герои средь бела дня спокойно вынесли Рембрандта из Эрмитажа.

В Третьяковке было еще проще: вор не надевал рабочего халата и не изображал служащего галереи, он просто снял работу, вынул ее за ближайшей колонной из рамы и ушел с ней. На Дениса Чуприкова, который, по его собственным словам, хотел лишь хайпануть, ни охранники, ни смотрительницы, ни посетители, которые в это время были в зале, внимания не обратили.

Картину нашли на следующие сутки, установив личность похитителя по камерам. Чуприкова приговорили к трем годам колонии, а все российские музеи в срочном порядке занялись проверкой и апгрейдом своих систем безопасности.

Третьяковке — повезло, в отличие от сокровищницы «Зеленый свод» в Дрездене, где в ноябре 2019 года грабители всего за несколько минут похитили ювелирные украшения общей суммой в 1 млрд €, в том числе знаменитый брильянт «Саксонский белый» весом почти 50 каратов. Несмотря на объявленную награду в 500 тыс. €, экспонаты всё еще не найдены.

«Дау» — гений и злодейство

Илья ХржановскийИлья Хржановский (в центре), перед показом фильма «ДАУ. Наташа» в рамках кинофестиваля «Берлинале — 2020». Фото: РИА Новости

Проект «Дау» режиссера Ильи Хржановского стартовал в 2006 году и довольно быстро перерос заявленный формат биографического кино о гениальном советском физике Льве Ландау, обернувшись глобальным, уникальным и довольно жестким социокультурным экспериментом. Ничего подобного в современном искусстве в таких масштабах никогда не было. Радикальные художники по примеру Марины Абрамович проводили опыты в основном над собой.

В Харькове в специально построенном павильоне площадью 6 тыс. кв. м был воссоздан Институт физических проблем АН СССР, где несколько лет жили и работали участники проекта. Многие не выдерживали и сбегали, жалуясь на нечеловеческие условия съемок, физическое и моральное насилие, нарушение трудовых и финансовых договоренностей. Все это усугублялось обстановкой тотальной секретности вокруг всего, что было связано с созданием «Дау».

Совокупный бюджет всей истории (700 часов материала, 14 фильмов и несколько сериалов), по информации BBC, составил порядка 70 млн $. Главным спонсором называют основателя компании Yota Сергея Адоньева.

Премьера проекта, на которую самолетами вывозили российскую прессу и бомонд, прошла в 2019 году в Париже в Театре Шатле, Театре де ля Вилль и Центре Помпиду, вызвав откровенное смятение публики. Мнения разделились от восторгов в адрес гения до утверждения, что это — не искусство, а профанация. Дров в огонь подкинул скандал на последнем Берлинском кинофестивале вокруг фильма «Дау. Наташа» с реальной сценой изнасилования женщины. Тема границ и свободы современного искусства постоянно становится предметом обсуждения общества. Но в исключительных случаях, таких как панк-молебен Pussy Riot «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя или акция Петра Павленского, пригвоздившего свою мошонку к Красной площади, художественный акт оценивается и с точки зрения закона со всеми вытекающими последствиями. И вот сейчас украинская прокуратура возбудила уголовное дело, обвинив создателей «Дау. Дегенерация» в пытках несовершеннолетних и пропаганде насилия: в съемках были задействованы грудные дети из дома ребенка Харьковской области.

Чем обернется для создателей «Дау» официальное расследование на Украине съемок с грудничками, остается только предполагать.

Российские власти прокатного разрешения проекту не дали, но часть можно увидеть за небольшую плату в Интернете. 

«Спаситель мира» спас арт-дилера от тюрьмы

Леонардо да Винчи, «Спаситель мира»Леонардо да Винчи. «Спаситель мира»

Суд Монако в конце 2019 года прекратил длившееся пять лет дело против арт-дилера Ива Бувье, которого бывший собственник «Уралкалия» и нынешний владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев обвинил в мошенничестве и отмывании денег. Подобные иски он подал в суды Швейцарии, Франции и других стран.

С начала нулевых бизнесмен, уехавший из России в Монако, решил инвестировать в искусство. Он активно скупал в основном через своего швейцарского дилера Ива Бувье первые имена — Моне, Гогена, Модильяни, Пикассо, Матисса, Климта, в том числе в 2013 году приобрел за 127,5 млн $ недавно атрибутированную работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Сам Бувье, выступавший посредником в сделке, купил ее у Sotheby’s за 80 млн $.

Всего на свое арт-собрание Рыболовлев потратил 2 млрд $, из которых половина — и в этом суть его претензии — была присвоена Бувье в качестве скрытой комиссии.

В 2018 году к обвинениям против дилера прибавился иск в Нью-Йорке против аукциона Sotheby’s, с которым Бувье, по утверждению истца, был в сговоре. Но вскоре после того, как картина «Спаситель мира» в 2017 году ушла на аукционе Christie's за 450 млн $, став самым дорогим произведением искусства в мире, федеральные следователи США закрыли дело против Бувье. Но суды во Франции и Швейцарии всё еще идут. 

Поддельный авангард из коллекции Топоровских

супруги ТопоровскиеСупруги Топоровские

16 декабря 2019 года в Бельгии, не без помощи российских следователей, арестовали чету Игоря и Ольгу Топоровских. Им предъявлено обвинение в укрывательстве краденого, отмывании денег, мошенничестве и подлоге.

Международный резонанс деятельность супругов получила в 2017 году, когда Музей изящных искусств Гента (MSK) открыл выставку «неизвестных шедевров» русского авангарда из коллекции бизнесмена Топоровского. Но это было только началом масштабного плана по легализации корпуса подделок, в конце 2020 года под Брюсселем бизнесмен Топоровский планировал открыть Центр по изучению русского авангарда.

Выпускник истфака МГУ, в 90-е сотрудник Института Европы РАН, Топоровский после женитьбы на близкой к художественным кругам Ольге Певзнер стал позиционировать себя как владелец уникального собрания, доставшегося ему от жены. У этой коллекции авангарда была одна серьезная проблема — у работ Василия Кандинского, Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Павла Филонова, Александра Родченко не было провенанса.

Поэтому сразу после вернисажа в Гентском музее директору MSK Катрин де Зегер стали поступать официальные письма российских экспертов и искусствоведов с указанием на то, что большинство работ, скорее всего, фальшивые. Но все обращения Катрин де Зегер проигнорировала, что в конечном счете стоило ей поста директора.

Инцидент обнажил важную проблему, которая заключается в том, что институт российской экспертизы не имеет никакого влияния в Европе (хотя по уровню российская химико-технологическая экспертиза на порядок превосходит европейскую, и это общепризнанный факт). Произошло это потому, что в 90-е рынок российского искусства столкнулся с таким количеством подделок, что не может очиститься до сих пор. Последние годы многие владельцы инвестиционных собраний, купленных 20 лет назад, с удивлением обнаруживают, что все эти годы владели — фальшивками.

Сегодня ни одну значимую русскую вещь коллекционер не купит без проверки на подлинность (провенанс с русским искусством практически никогда не работает). Сами эксперты настаивают на проведении свежих исследований, даже если они лично давали заключение несколько лет назад. Дело в том, что за последние пять лет точность химико-технологического анализа живописи выросла в разы, и выдать фальшивку за оригинал (если речь идет о произведении старше 50 лет) уже невозможно. Отправь директор MSK хоть одну работу из коллекции Топоровского на экспертизу, скандала можно было бы избежать. 

Кража у Эрмитажа

Владимир Мединский, Григорий Пирумов Владимир Мединский и Григорий Пирумов. Фото: РИА Новости

Экс-глава главного культурного ведомства страны Владимир Мединский, уступивший недавно пост министра культуры Ольге Любимовой, войдет в анналы как руководитель человека, обокравшего Эрмитаж. Его сосед по дому Григорий Пирумов, бывший физтеховец, девелопер и довольно далекий от культуры человек, в 2013 году был назначен на должность замминистра культуры России. И всего через несколько лет оказался обвиняемым по громкому делу о музейной краже.

Понятно, что он лично никакие ценности из Государственного Эрмитажа не выносил, а лишь вместе с сообщниками присвоил бюджетные средства — около 900 млн руб., — которые были выделены на реставрацию бывшего Запасного дома Зимнего дворца, реконструкцию и строительство фондохранилища.

В марте этого года генпрокуратура передала 72 тома, итоги расследования Следственного комитета России, в суд. Правда, пандемия процесс правосудия приостановила, но не помешала обвиняемому (он находится под домашним арестом и свою вину не признает) совершить в начале мая обряд венчания.

Возможно, после недавней отставки министра Мединского появятся новые факты о финансовых махинациях под крышей Минкульта.