Top.Mail.Ru
архив

Асаны для «Микояна»

В декабре Микояновский мясокомбинат, принадлежащий компании «Эксима», достроит свой второй завод в Москве. После его запуска «Микояновский» станет крупнейшим предприятием в отрасли, что только упрочит позиции ее владельца – одного из лидеров российского рынка продовольствия. Об истории, структуре и планах «Эксимы» рассказывает ее генеральный директор Николай Демин.

 

Николай Демин утверждает, что может распознать качество продукта по запаху. Этому он научился в середине 1970-х в Лаосе, где (как делегат Госкомитета РСФСР по ценам) работал советником председателя Совета министров и из любопытства прошел курс эзотерической йоги. Гендиректор «Эксимы» практикует йогу до сих пор: говорит, что очень помогает в бизнесе. Но вегетарианцем так и не стал. Он в обязательном порядке дегустирует все новинки Микояновского комбината и может даже забраковать целую партию продукции, если сочтет, что вкус ее не на должном уровне.

 

«Ко»: Помимо оптовой торговли у «Эксимы» есть шесть различных производственных проектов. Зачем вам такая многопрофильность?

Николай Демин: В России ни один продуктовый рынок пока нельзя назвать устоявшимся. Прекрасно понимаю тех, кто концентрирует свои усилия на одном направлении, но я предпочитаю опираться на несколько бизнесов.

 

«Ко»: Могли бы вы как-то обозначить масштабы «Эксимы»?

Н.Д.: В этом году продажи по всей группе предприятий перевалят за $700 млн. А в прошлом году наша выручка составила около $610 млн.

 

«Ко»:Известно, что лично вам принадлежат 19% акций компании. Вы ее крупнейший совладелец?

Н.Д.: Да, хотя, честно говоря, никогда к этому не стремился. У «Эксимы» немногим более 10 совладельцев, контрольный пакет принадлежит мне и моим заместителям. Состав акционеров компании почти не менялся с момента ее создания. Почти – потому что один из заместителей, Александр Сидоряк, бывший начальник производства на МИКОМСе, стал акционером «Эксимы» совсем недавно. Он доказал, что является прекрасным руководителем, и мы решили таким образом его вознаградить.

 

Картошка и банки

 

«Ко»: До «Эксимы» вы работали в советской государственной компании «Союзагрозагранпоставка»…

Н.Д.: Да, компания импортировала овощи, фрукты и плодоовощную продукцию из социалистических и развивающихся стран. Но на рубеже 1990-х социалистический лагерь начал распадаться, затрещала вся структура «Союзпоставки». Я прекрасно понимал, что никаких межправительственных контрактов больше не будет. Однажды я узнал, что вышло постановление, разрешающее внешнеэкономическим структурам акционироваться. Моментально сочинил устав и пошел регистрировать «Эксиму».

 

«Ко»: Кто кроме вас был в числе ее основателей?

Н.Д.: Иван Холод, ныне покойный. Бывший начальник управления внешних связей Госагропрома СССР. Он был первым гендиректором «Эксимы».

 

«Ко»: Вы четко знали, чем займетесь? Решили использовать наработанный опыт?

Н.Д.: По большому счету этот опыт был малопригоден. В новых условиях все решалось по ходу дела. К примеру, в 1992 году позвонил мне председатель «Газэкспорта» Степан Дережев: «Поляки никак не могут расплатиться с нами за газ, но готовы взамен поставлять овощи-фрукты, возьмешься их продавать?» Незадолго до этого я разговаривал с Юрием Михайловичем Лужковым (мы знакомы с тех пор, когда он был председателем Мосагропрома) и узнал от него о проблемах с поставками продовольствия в столицу. Так у нас появился польский контракт. «Эксима» потом лет пять возила в Москву картошку, лук, морковь…

 

«Ко»: А оборотный капитал где вы взяли?

Н.Д.: Так мы же фактически выполняли заказы московского правительства. В бюджете столицы всегда выделялись средства для поддержки продовольственного рынка. Некоторое время «Эксима» сотрудничала с «Техпромэкспортом» и торговала китайским ширпотребом, который эта компания получала от китайцев в оплату поставок. Мы также возили чай и сахар из Индии по программе возврата советских долгов. Вот на таких контрактах и учились внешнеэкономической деятельности. По мере развития бизнеса знакомились с крупнейшими продовольственными фирмами и перешли на регулярный импорт – мяса, зерна, сахара, растительного и сливочного масла.

 

«Ко»: В середине 1990-х вы также заинтересовались финансовым сектором – «Эксима» стала акционером Флайт-банка, «Совфинтрейда», МПИ-банка.

Н.Д.: Флайт-банк – это наше несчастье, к тому же нам навязанное. «Совфинтрейд» был банком «Газэкспорта». И в том и в другом банке в 1998 году у нас пропали большие деньги. В МПИ-банке у «Эксимы» сейчас около 20% акций, но нельзя сказать, что он имеет для нас какое-то особое значение. Что может дать участие в небольшом банке? Гораздо лучше стать ключевым клиентом крупной структуры. Мы сейчас наиболее масштабно работаем с Газпромбанком. У нас сложились настолько хорошие отношения, что я могу всего за день договориться о кредите на 500 млн руб.

 

Зажечь свою звезду

«Ко»: Микояновский мясокомбинат был вашей первой промышленной инвестицией?

Н.Д.: Не совсем так. Первой стал винодельческий завод «Галея» во Владимирской области. Нам предложили его купить в 1995 году, тогда это был даже не завод, а всего одна разливочная линия, стоявшая на овощной базе. Но и взяли мы его очень дешево – примерно за $20 000. Отстроили, поставили новое оборудование. Сейчас «Галея» выпускает около 1,5 млн дал вина в год.

 

«Ко»: Правда ли, что «Микояновский» вы получили за долги?

Н.Д.: Правда. «Эксима» поставляла мясо на многие московские предприятия, в том числе и на МИКОМС, как тогда назывался комбинат. В 1998 году МИКОМС неожиданно объявил о своем банкротстве. Только «Эксиме» он остался должен $10 млн.

 

«Ко»: А кому тогда принадлежал комбинат?

Н.Д.: Контрольный пакет был у директоров – Михаила Дугина и Владимира Киселева, потом каким-то образом эти акции перешли к структуре, которая охраняла МИКОМС. Нам дали понять, что денег «Эксима» не получит. Тогда с помощью моего друга Геннадия Зайцева (он бывший командир подразделения «Альфа», президент агентства безопасности «Альфа-95») мы организовали переговоры и поставили ультиматум – решить вопрос в течение трех дней. И нам отдали за долги один из корпусов комбината, самый старый. Потом в процессе арбитражного управления мы выкупили второй корпус, оборудование, другое имущество. Реально комбинат перешел под управление «Эксимы» в начале 1999 года. (89,5% акций Микояновского комбината принадлежат «Эксиме», 10% – Банку Москвы. – Прим. «Ко».)

 

«Ко»: И что за актив вы получили?

Н.Д.: В буквальном смысле без окон, без дверей. В старом корпусе одни крысы бегали. Все лучшее оборудование было продано, оставшееся уместилось в одном цехе. Комбинат тогда выпускал не более трех тонн продукции в день.

 

«Ко»: Надо понимать, доходы «Эксимы» позволяли приобрести такую «роскошь»?

Н.Д.: Да, у нас были деньги, несмотря на то что в 1998 году мы потеряли сотни миллионов долларов. И мы примерно представляли, сколько нужно вложить в модернизацию комбината.

 

«Ко»: В одном из выступлений Юрий Лужков сказал, что «Микояновский» поднялся благодаря «команде Демина и поддержке правительства города»…

Н.Д.: История эта очень интересная. Когда МИКОМС банкротили, некоторые чиновники в московском правительстве считали, что, поскольку предприятие старое, его проще снести и построить что-то другое. Я написал Юрию Михайловичу письмо, где попытался доказать, что комбинат можно реанимировать. Лужков пригласил меня на совещание, где собрал своих заместителей и предложил им высказаться по этому поводу. Поскольку его мнения никто не знал, отклики были либо нейтральными, либо «можно попробовать». Последним выступал я. Юрий Михайлович всех выслушал и тут же принял решение: продиктовал протокол о содействии «Эксиме» в приобретении активов МИКОМСа.

 

«Ко»: Что произошло, когда вы стали его собственником?

Н.Д.: Прежде всего я сформировал новую управленческую команду – из опытных сотрудников, которые разбежались, когда на комбинате начался бардак. Потом собрал всех на совещание в подмосковном пансионате – на целых два дня. С тех пор стараюсь регулярно общаться даже с начальниками цехов, хотя в технологические вопросы и не вмешиваюсь.

 

«Ко»: Сейчас «Микояновский» – ваша звезда?

Н.Д.: Именно так. Около 40% в обороте «Эксимы». В этом году продажи комбината превысят $250 млн, в сутки там выпускают 320 – 350 тонн продукции.

 

«Ко»: А потратили вы на него…

Н.Д.:…примерно $60 млн, если учитывать упомянутый долг.

 

«Ко»: Когда рассчитываете окупить инвестиции?

Н.Д.: Через пять – семь лет, если повезет с политической и экономической ситуацией. Но нас это устраивает. А августе 1998-го я убедился, что деньги – это бумага. И других акционеров убедил, что лучше инвестировать в производство, чем держать наличность.

 

«Ко»: Много ли вы потратили на запуск торговой марки «Микоян»?

Н.Д.: Я бы сказал, что нет. Народ все-таки помнит былое качество продукции комбината. Основной задачей было договориться с семьей Анастаса Микояна (нарком снабжения СССР, комбинат был построен под его контролем и назван в его честь в 1934 году. – Прим. «Ко»). Мы подписали договор с тремя сыновьями Анастаса Ивановича, так что пользуемся торговой маркой на законных основаниях.

 

Совмещение проблем

 

«Ко»: В 2000 году «Эксима» приобрела Черкизовский молочный завод, владельца марки «Иван Поддубный» – первого брэнда на российском молочном рынке. Вы пытались реанимировать марку, тратились на рекламу, но в конечном счете переделали завод в мясокомбинат. Почему так вышло?

Н.Д.: Это предприятие нам предложил Сбербанк, которому «Черкизовский» не смог вернуть большой кредит. Мы приехали, посмотрели – все цело, все работает. В молочном производстве деньги оборачиваются быстрее, чем в мясном. Почему бы и не купить? Потом выяснилось, что прежние владельцы просто развратили коллектив – воровать привыкли буквально все. Я четыре раза менял управленческую команду, и каждый новый директор постепенно начинал ловчить. Ежегодно завод приносил нам $3 млн – $4 млн убытков. В то же самое время мы изучали вопрос расширения производства «Микояна», даже затеяли переговоры с несколькими региональными заводами. И поняли, что если хотим сохранить свою марку качества, то расширяться нам нужно в Москве. Вот так совместились две проблемы, и мы решили «Черкизовский» перепрофилировать. Новый завод откроется в январе, он рассчитан на выпуск 200 тонн продукции в сутки.

 

«Ко»: То есть мощности «Микояновского» увеличатся более чем в полтора раза? Вы уверены, что ваши дилеры готовы брать такие объемы?

Н.Д.: Абсолютно уверен. Уже сейчас мы торгуем не только по всей России, но и в Прибалтике, Казахстане, на Украине, по всему Закавказью. Я чувствую, что спрос будет только расти.

 

«Ко»: А от молочного производства вы не отказались?

Н.Д.: Нет, мы просто перевезли оборудование на свой комбинат в Коломенском районе. Раньше он выпускал 15 тонн молочной продукции в сутки, а сейчас 40 – 45 тонн. И это не предел.

 

«Ко»: Вы планируете покупать новые производства?

Н.Д.: Я этого не исключаю.

 

«Ко»: А что-то продавать?

Н.Д.: И это возможно. Но «Микояновский» и свой торговый дом мы продавать точно не будем. Про агрохолдинг говорить пока рано, он только создается. А вот «Галею» или хлебокомбинат – почему бы и нет, если предложат хорошую цену.

Еще по теме