Асимметричный ответ

05.02.200100:00

ИЗ ДЕЛИКАТНОЙ российской ситуации с честью выпуталась на прошлой неделе нефтегазовая компания BP. Ставшая притчей во языцех история неудачного вложения англичан в отечественную компанию «Сиданко» разрешилась, причем с совершенно противоположной стороны. BP помог другой российский актив: полученные «по наследству» от американской ARCO, которая вошла в состав BP в прошлом году, акции «ЛУКойла». Причем все произошло настолько быстро, что никто не успел даже ахнуть, а BP обогатилась на $657 млн.

О намерении продать принадлежавшие BP 6,99% акций «ЛУКойла» было объявлено 29 января, а уже 30 января информагентства сообщили о завершении сделки. Менее половины (41%) принадлежавших BP акций были реализованы в виде АDR (американских депозитарных расписок), а оставшиеся 59% послужили залогом для выпущенных BP специально для этой цели облигаций. Облигации, выпущенные на срок в пять лет, продавались с дисконтом от номинала. По прошествии этого времени они будут либо погашены BP по номиналу, либо инвесторы получат акции «ЛУКойла». Интересно, что при этом BP оставила за собой на два года право выкупить облигации у инвесторов, в том случае если курс акций «ЛУКойла» составит $18 (в настоящее время – около $10).

Получив $657 млн за семипроцентный «лукойловский» пакет, менеджеры BP получили шанс на реабилитацию в глазах акционеров компании: ведь приобретение в 1997 году 10% акций компании «Сиданко» за $484 млн было официально признано англичанами грубой ошибкой. Для анализа сравнительной эффективности вложений достаточно сопоставить две цифры: покупка 6,99% акций «ЛУКойла» обошлась ARCO в 1995 – 1996 годах (акции покупались в два приема) примерно в $300 млн, нынешняя же стоимость активов BP в «Сиданко» составляет $271 млн. То есть если в случае с «ЛУКойлом» налицо более чем двукратное «утяжеление» вложений, то в случае с «Сиданко» – практически то же самое, только наоборот.

Если вспомнить обстоятельства прихода англичан в «Сиданко», то не следует удивляться тому, что нынешняя продажа «ЛУКойла» идет вразрез с планами российского правительства. В 1997 году «Сиданко» «сосватал» BP Анатолий Чубайс, посланный в Лондон для наполнения бюджета (он, как обычно, трещал по всем швам и требовал срочных доходов) и предложивший англичанам в качестве партнера своего тогдашнего приятеля Владимира Потанина, известного своей жесткостью и неуступчивостью. В результате BP заплатила рекордную сумму за десятипроцентную долю в одной из самых проблемных российских компаний (напомним, что самому Потанину «Сиданко» на залоговом аукционе досталась всего за $200 млн), к тому же «Сиданко» никогда не была любимым детищем «Интерроса». К концу 1999 года компания была фактически профукана «эффективными менеджерами» «Интерроса», и англичане, поняв, что от их вложений скоро не останется ни копья, были вынуждены сменить менеджмент и принять серию антикризисных мер («Ко» писал об этом в № 40 от 23 октября 2000 года).

Так вот теперь, когда правительство планировало получить от продажи на свободном рынке 6,13% акций «ЛУКойла», находящихся в госсобственности, от $500 до $650 млн (некоторые оптимисты полагали, что и до миллиарда; но это, как говорится, вряд ли), англичане воспользовались «правом первой ночи» и сбросили принадлежавшие им акции «ЛУКойла». Соль в том, что продажа госпакета «ЛУКойла» является главной приватизационной сделкой этого года и доходы от нее уже зарезервированы в бюджете. Не совсем понятно, как рынок переварит два массированных выброса «лукойловских» акций. По мнению некоторых аналитиков – запросто, поскольку ADR третьего уровня, в виде которых будет размещен госпакет, рассчитаны на гораздо более широкий круг инвесторов, чем облигации BP; кроме того, после объявления о продаже своего пакета BP получила предложений о покупке на $3 – 4 млрд, что свидетельствует о наличии спроса на «лукойловские» акции. По мнению других аналитиков, у правительства могут возникнуть трудности с размещением госпакета: BP получила около $10,1 за одну «лукойловскую» акцию и тем самым задала тренд рынку, поэтому выручить большую сумму в этом году вряд ли представится возможным. Во многом все будет зависеть от текущей конъюнктуры мировых цен на нефть, так как акции «ЛУКойла», как и всякой нефтяной компании, подвержены колебаниям из-за изменения цен на сырье.

Во всяком случае, в 2001 году BP подстраховалась и отплатила правительству той же монетой, что правительство ей в 1997-м.