АСВ обогатился на «зачистке» банков

19.11.202013:27

За право стать санатором банкиры платили «откаты» топ-менеджерам Агентства страхования вкладов (АСВ) — от 3% до 5% от выделенных на санацию денег. «Основным исполнителем» схемы стал замглавы АСВ Валерий Мирошников, который уехал из России вскоре после задержания главы банковского отдела службы экономической безопасности ФСБ Кирилла Черкалина, утверждается в журналистскоми расследовании.

Черкалина задержали весной прошлого года, он обвиняется в особо крупном мошенничестве. При обыске у полковника был найден рекордный объем наличных — 12 млрд руб. Почти сразу после этого из страны уезжает Мирошников, который по долгу службы работал с Черкалиным. Позже стало понятно, что последний был частью большой схемы обогащения в период масштабной «зачистки» банковского сектора.

Год назад Черкалин рассказал следствию, что большая часть найденных средств принадлежит не ему, а Мирошникову. По словам полковника, именно он был автором преступных схем. Уехавший из России банкир Александр Железняк считает, что Черкалин был «просто хранителем».

В чем сила, АСВ?

«Большая чистка» началась с приходом Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка в 2013 году: лицензий лишились около 500 банков, еще 30 отправились на санацию — процедура финансового оздоровления банка, у которого накопились проблемные долги.

С решимостью Набилуллиной и повысилась роль АСВ. Оно стало огромной воронкой, через которую за 7 лет прошло 1,4 трлн бюджетных рублей и сравнимые по масштабам активы банков, лишившихся лицензии, отметили авторы расследования.

Мирошников пришел в АСВ из Центробанка в 1999 году. В ЦБ он занимался банковскими проверками. Большая часть опрошенных авторами расследования бывших и действующих банкиров отзываются о нем с восхищением, даже если пострадали от действий Мирошникова. Для него основным источником заработка стал, скорее всего, отзыв лицензий на банковскую деятельность и банкротство банков, делают выводы авторы расследования. 

Санировать нельзя ликвидировать

В санации банков АСВ играет ключевую роль, просчитывая варианты мер для конкретного банка — санация или ликвидация. Также агентство определяло необходимое количество денег для спасения банка. Банкиры считают, что размер «дыры» банка просчитывали «люди Мирошникова».

Также АСВ само назначало санаторов, а с августа 2014 года начало проводить конкурсы — победителем становился тот, кто просил меньше денег на оздоровление. Конкурсы были имитацией, поскольку «негласное решение» уже было зафиксировано.

Для права санировать банк нужно было платить «откаты» топ-менеджерам АСВ. Речь идет о 3%–5% выделенной суммы на санацию. 

Один из источников, близкий к ФСБ, считает, что схема должна работать в связке ЦБ — АСВ — банковские отделы МВД — банковский отдел ФСБ. Стержнем, по его словам, были АСВ и ФСБ, а «основным исполнителем» — Мирошников, поэтому он и уехал из страны.

«Балтийский банк»

Почти все собеседники авторов расследования утверждают, что договариваться обо всех деталях санаций банков нужно было только с Мирошниковым. В показаниях по делу Черкалина очень подробно описан такой эпизод.

В 2013 году между друзьями, партнерами и совладельцами «Балтийского банка» Олегом Шигаевым и Андреем Исаевым произошел конфликт. Оба владели по 50% банка, но им в основном занимался Шигаев, возглавлявший правление. Исаев же отдавал предпочтение недвижимости: в частности, в его владении находился Дом Зингера в Санкт-Петербурге.

Исаев в 2012 году решил, что партнер его обманывает и выводит активы, поэтому начал требовать отчеты и настаивать на уходе Шигаева с должности. Шигаев же якобы пошел на хитрость и решил отдать банк АСВ и Альфа-Банку на санацию для получения неофициальных отступных, а Исаева оставить ни с чем. Эту версию привел сам Исаев в заявлении для Следственного комитета.

Тогда Шигаев нанял юриста, который договорился о встрече с Мирошниковым. По словам адвоката, который участвовал в переговорах, руководитель Альфа-Банка Андрей Соколов объяснил, что выявленная «дыра» банка в 30–33 миллиарда рублей — искусственно завышенная сумма, чтобы получить от ЦБ льготный кредит в 60 миллиардов на санацию. Юрист добавил, что Соколов планировал отдать Мирошникову 1 млрд рублей, часть из которого якобы пойдет сотрудникам ФСБ из банковского отдела «за организацию и содействие в организации сделки».

Окончательно вопрос санации «Балтийского банка» решился в кабинете Мирошникова в АСВ. Он давил на Шигаева, говоря, что если тот откажется от санации Альфа-Банком, то «и у него самого будут проблемы с правоохранительными органами, у банка могут отозвать лицензию». Тот согласился. Мирошников заявил, что Шигаев и Соколов должны составить «понятийку» — конфиденциальное и неофициальное соглашение между сторонами в виде благодарности от Соколова и что Мирошников гарантирует выплату этой суммы, а саму «понятийку» замглавы АСВ сохранит в сейфе. Позже ЦБ решил отправить «Балтийский банк» на санацию и выделить на это 57,4 млрд рублей. Санатором стал Альфа-Банк. На Шигаева и Исаева завели уголовное дело, они оба находятся в розыске.

В 2016 году ЦБ решил самостоятельно санировать банки. Регулятор создал Фонд консолидации банковского сектора, через который планировал оздоровлять большие банки. Зампред ЦБ Михаил Сухов, курировавший банковский надзор и тесно работавший с Мирошниковым, был против создания Фонда, но был вынужден уволиться из ЦБ.

С 2017 года АСВ больше не занималось санациями, продолжая работать с ликвидацией банков. В октябре 2020 года Эльвира Набиуллина объявила о завершении «расчистки» банковского сектора и переходе к этапу его «настройки». На «расчистку» с момента прихода Набиуллиной потратили 7 трлн рублей.