Атмосферное явление


Представьте, что вы руководитель небольшой компании, борющейся за право стать полноценным представителем крупного бизнеса. Вот уже который месяц вы прикладываете максимум усилий для того, чтобы повысить эффективность работы вашей фирмы. Вы идете четко по плану. Бизнес-процессы отлажены. Дисциплина отстроена. Структура оптимизирована. Платформа для автоматизации бизнес-процессов создана.

И все равно эффективность работы большей части сотрудников недостаточно высока, и, как бы вы ни улучшали процессы, добиться максимального эффекта не получается, а о своих подчиненных все чаще думаете нехорошо. Что происходит? А то, что вы явно увлеклись технологиями и методами, оставив за пределами вашего внимания людей. А коллектив в свою очередь потерял связь с вами. Нет связи - нет доверия: вы все меньше верите в способности сотрудников, а они - в ваши лидерские качества.

Между тем доверие - ключевой ресурс. Без него нельзя создать команду, а следовательно, и добиться высоких результатов. И не надо рассчитывать на делегирование задачи по установлению доверия департаменту работы с персоналом - без участия первого лица ничего не получится. Хотя и по распоряжению сверху доверительные отношения не установятся. Ошибочно полагать, что сотрудники моментально выложат перед вами все карты на стол и будут честны. Создание атмосферы доверия - это сложный поэтапный процесс, который сопровождается определенными шагами, требующими осмысления.

В моей практике был случай, когда руководитель одной девелоперской компании поставил перед HR-отделом задачу создать на ее интранет-портале рубрику "Честный разговор с руководителем". Предполагалось, что в онлайновом режиме каждый сотрудник сможет адресовать главе фирмы любой вопрос и получить на него ответ анонимно. Таким образом руководитель рассчитывал получить полную картину настроений в коллективе и придать отношениям открытый характер. Стоит уточнить, что руководящую должность он занимал к тому моменту уже более пяти лет, но по разным причинам, в том числе и из-за частой смены сотрудников, атмосфера в компании была совершенно закрытой, а взаимодействие работников - предельно иерархичным и забюрократизированным. Глава компании даже имел свой личный лифт, позволявший ему приходить и уходить из офиса, не встречаясь с персоналом. Неудивительно, что навязанная им сверху идея не имела успеха. Сотрудники задавали вопросы на портале неохотно. А если их и принуждали к этому, то формулировали наиболее общие официальные обращения, не отражающие в общем-то ничего.

Что тут можно рекомендовать? Вот лишь некоторые ключевые принципы, которыми стоит руководствоваться для развития взаимного доверия в коллективе.

 

В этих принципах нет ничего революционного, о каждом из них или обо всех сразу мы когда-то слышали или читали. Но положа руку на сердце вряд ли применяли на практике, тем более системно. Между тем это и есть самый главный принцип: ДУМАЙТЕ О СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ И об АТМОСФЕРЕ В КОЛЛЕКТИВЕ ВСЕГДА.

Хотя бы потому, что отсутствие атмосферы доверия может привести к цепочке негативных для бизнеса последствий. Дело в том, что со временем замалчивание и игнорирование текущих проблем в коллективе перетекут в отсутствие мотивации у сотрудников и задержкам при обмене информацией, что самым негативным образом отразиться на показателях работы всей компании. А повальный уход подчиненных может привести и к закрытию дела. Недовольство имеет свойство распространяться в коллективе с ураганной скоростью. С другой стороны, развив доверие, не стоит допускать, чтобы оно вылилось через край. Злоупотребление данным положением со стороны сотрудников - другая негативная крайность.