«Атом» выйдет на дороги
Будущее глобального автопрома неразрывно связано с электромобилями. Пока их количество на рынке составляет около 4 млн, однако доля в продажах с каждым годом неуклонно растет. АО «КАМА» — претендент на премию «Компания будущего — 2024» в номинации «Прорыв года» — работает над проектом первого российского серийного электромобиля «Атом» с собственной операционной системой Атом ОС и маркетом приложений.
«Атом» — это электромобиль-гаджет с уникальной экосистемой, которая включает собственную кибербезопасную операционную систему Атом ОС, маркетплейс приложений и усовершенствованную систему помощи водителю ADAS 2.0+.
Одной из причин запуска проекта стала необходимость создания новой городской мобильности и развития электромобильной отрасли. Наличие собственной EV-платформы и операционной системы поможет сформировать базу для последующих автомобилей, а также сделать отрасль менее зависимой от зарубежных производителей.
Управление автомобилем будет производиться с помощью руля с сенсорным дисплеем, голосового помощника и проекции дополненной реальности на лобовом стекле. Важное отличие от конкурентов — система терморегулирования тяговой батареи, которая разработана с учетом климатических особенностей России.
Проект стартовал в 2021 году, к 2024 году компания-производитель АО «КАМА» создала архитектуру, в которую вошли кибербезопасная операционная система на основе шлюза безопасности от «Лаборатории Касперского» и цифровой маркетплейс. Также был запущен ряд ИT-сервисов, включая «Заряд Атома», предоставляющий услуги по подбору, продаже и установке медленных зарядных станций, а также сервис долгосрочной аренды автомобилей Atomobility. В декабре состоится запуск сервиса для управления автопарком «Атом Хаб».
За 2 года для «Атома» была создана с нуля масштабируемая EV-платформа. За это время было протестировано 13 прототипов на полигонах и дорогах общего пользования, а платформа и батарея адаптированы под российские условия.
Сейчас завершается тестирование функциональных прототипов электромобиля, а также ведется оснастка производственной линии на заводе «Москвич». Всего за два месяца предпродаж Атом собрал более 36 тысяч заявок. А общее количество предзаказов достигло более 105 тысяч для B2B- и B2C-клиентов.
Над проектом работает международная команда из более чем 1500 человек.
Основателем проекта и генеральный директором является Игорь Поваразднюк, за техническую и инженерную составляющую «Атома» отвечает исполнительный директор Харальд Грюбель, также являющийся одним из создателей Lada Vesta. Разработку и внедрение ИТ-технологий в электромобиль и его сервисы ведет директор по ИТ Дмитрий Агеев, ранее он работал в YUM Brands, Gett, Avito и IKEA.
Планируется, что автомобиль будет выпускаться в версиях для личного пользования, такси, каршеринга и доставки. Система «Атом Хаб» позволит следить за состоянием авто, а «Атом Маркет» — добавить приложения, настроить профиль и расширить возможности машины. Также «Атом» оснащен системой помощи водителю ADAS 2+, которая делает поездки удобнее и безопаснее.