Авиа-испытания в цифре

20.11.202418:51

Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» (входит в ГК «Ростех») — претендент на премию «Компания будущего — 2024» в номинации «Диджитал-трансформация» — разработал цифрового двойника газотурбинного двигателя АИ-222-25 в рамках проекта по модернизации изделия и продления его ресурса.

Требования и ограничения, которые предъявляются к характеристикам газотурбинных двигателей, постоянно ужесточаются, что приводит к усложнению конструкции и условий эксплуатации силовых установок. Процесс испытаний и сертификации становится все более трудозатратным, а длительность сказывается на сроке выхода изделий на рынок. Снизить время доводки двигателя, повысить вероятность получения нужных характеристик в ходе испытаний и эксплуатации помогает технология цифровых двойников. 

Цифровой двойник газотурбинного двигателя (ЦД ГТД) — это комплексная компьютерная модель (ККМ), состоящая из взаимосвязанных математических моделей разного уровня детализации (CAD, CAE, CAM и т. д.), объединённая в информационной среде и имеющая возможность уточнения по данным экспериментов и эксплуатации. Модель может стать платформой для управления жизненным циклом авиационных двигателей с применением компьютерного моделирования физических процессов (явлений) и других цифровых технологий.

Работы стартовали 19 ноября 2020 года, завершились 8 мая 2024 года. Реализация этапа по разработке элементов цифрового двойника модернизированного двигателя началась в июле 2022 года.

Разработку вела команда ПК «Салют» из 25 человек, в которую вошли начальники конструкторских отделов компрессоров, турбин, ведущие инженеры-конструкторы, инженеры-конструкторы, главные специалисты конструкторских отделов. Проект был выполнен совместно со специалистами ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова». 

Для корректной и оперативной работы цифрового двойника его структура должна соответствовать основным расчетным цепочкам, которые используются в конструкторском бюро при моделировании авиационного двигателя. Помимо этого, необходимо учитывать общепринятую логику и последовательность запуска различных компьютерных моделей. Чтобы повысить быстродействие ККМ, каждый расчетный элемент нужно формализовать и автоматизировать, а также заранее определить все возможные форматы данных, используемых при проектировании. 

Другой актуальной задачей является определение параметров и их допустимых значений для максимального количество моделей, входящих в структуру цифрового двойника. Это значительно ускорит время и снизит трудоемкость анализа, связанного с внесением изменений в конструкцию деталей или условия их эксплуатации. Сборка моделей узлов и ключевых деталей двигателя осуществляется на базе цифровой платформы.

«Цифровой двойник сложнее и эффективнее обычной модели, потому что учитывает взаимосвязь узлов двигателя между собой. Технология позволяет автоматизировать расчёты, ускорить проектирование и повысить его качество. Сейчас мы используем цифровой двойник для оценки влияния возможных отклонений, возникающих при производстве, на работу АИ-222-25 в целом», — поясняет руководитель ПК «Салют» Алексей Громов.

В ходе выполнения проекта были решены следующие задачи:

С использованием разработанных элементов цифрового двойника модернизированного двигателя можно решать следующие задачи в процессе разработки изделия: