Top.Mail.Ru
рынки

Авиационный каннибализм начался: в России стали разбирать самолеты на запчасти

Фото: Leonid Faerberg / Transport Photo Images / Global Look Press Фото: Leonid Faerberg / Transport Photo Images / Global Look Press

Технологический каннибализм в России, о котором эксперты предупреждали еще в конце февраля, кажется, начался. Источники сообщают, что перевозчики начали разбирать зарубежные самолеты на запчасти, чтобы в условиях санкций обеспечить себя деталями. Такой сценарий российскому авиапрому ранее предрекали бывший вице-премьер Юрий Борисов, источники в Минтрансе, АЭВТ и эксперты Счетной палаты. Причем последние уверяли, что «каннибализация» ждет вовсе не только транспортную отрасль. 

Разобрать до основания

Российские авиакомпании, оказавшиеся под санкциями после начала спецоперации на Украине, стали разбирать самолеты из своего парка. Об этом пишет Reuters со ссылкой на осведомленные источники в отрасли.

«Как минимум один Sukhoi Superjet 100 и Airbus A350, которые эксплуатирует «Аэрофлот», сейчас находятся на земле и разбираются», — заявил один из собеседников агентства. При этом он добавил, что разбираемый Airbus A350 «почти новый».

По данным портала FlightRadar, 15% лайнеров из парка «Аэрофлота» (около 50 лайнеров) не взлетали последние три месяца. В это число входят три самолета Airbus A350.

Оборудование, по словам источников, также изъяли с нескольких самолетов Boeing 737 и Airbus A320, которые также эксплуатируются «Аэрофлотом». Авиакомпания разбирает самолеты, так как ей «нужно больше запчастей от этих моделей для других Boeing 737 и Airbus A320».

Журнал «Компания» направил запрос в «Аэрофлот». В авиакомпании не предоставили оперативный ответ. Минтранс РФ также пока не комментировал эти данные.

Последствия санкций

Опасения по поводу состояния авиапарка российских компаний возникли на фоне санкций, которые страны Запада ввели против России. С конца февраля Евросоюз, Великобритания, США и еще ряд стран ввели ограничения на полеты российских перевозчиков. ЕС запретил экспортировать в страны товары и технологии, которые используются в авиационном и космическом секторах. Запрет также распространили на страхование и техническое обслуживание товаров, которые связаны с этими отраслями.

Затем американский производитель авиационной техники Boeing прекратил техобслуживание и поддержку российских перевозчиков. Компания также перестала поставлять им запчасти. Вслед за этим производителем такие же меры предпринял европейский Airbus.

По данным Минтранса, к середине марта из 1367 самолетов, которые эксплуатируют российские перевозчики, более 700 были зарегистрированы в иностранных реестрах. К середине мая в российский реестр перевели уже более 1100 лайнеров. При этом большая часть парка российских авиакомпания состоит из западных пассажирских лайнеров. Так, к концу 2021 года почти 80% парка «Аэрофлота» состояло из лайнеров Boeing и Airbus.

По данным портала Aviation Experts, с 2015 по 2020 годы российские перевозчики купили около 600 иностранных летательных аппаратов и только 50 отечественных. Airbus и Boeing, по словам независимого авиаэксперта Дмитрия Адамидова, контролируют в России 90% рынка

прочитать весь текст

В середине июля Евросоюз решил вывести из-под запрета поставки группы товаров авиаотрасли в Россию. Этого требуют международные стандарты авиабезопасности ICAO (Международная организация гражданской авиации), отмечали в ЕС.

Правда, после этого эксперты в разговоре с «Коммерсантом» отмечали, что к смягчению ограничений и возобновлению официальных отношений с поставщиками оборудования такая корректировка не приведет. ЕС лишь разрешит обмен информацией с отечественными компаниями для соблюдения технических стандартов ICAO. 

Следование инструкциям

Сегодняшние действия российских авиакомпаний, отмечают журналисты, соответствуют рекомендациям, которые ранее звучали в правительстве РФ. В комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года сказано:

«С учетом имеющейся избыточности провозных мощностей для закрытия потребности в авиационных перевозках допустима частичная разборка воздушных судов некоторой части парка воздушных судов. В итоге не менее 70% иностранного авиационного парка к концу 2025 года останется в эксплуатации, что соответствует прогнозируемым потребностям в мощностях». 

В кабмине отмечали, что самые большие проблемы страну ждут с самолетами A350 и Bombardier серии Q, так как их техническое обслуживание осуществляется только за границей.

О возможной разборке зарубежных судов говорил и бывший вице-премьер Юрий Борисов (курировавший в правительстве промышленность). В середине июня он отмечал, что российская авиаотрасль «может быть даже пойдет на то, что по мере деградации парка будут сниматься запчасти». Однако он оговаривался, что, по расчетам Минтранса, Россия «вполне проживет пять лет» на эксплуатации нынешних лайнеров.

еще по теме:
России предрекли технологический каннибализм
На фоне санкций страна вернется к использованию примитивных технологий, а недостаток поставок спровоцирует в ней «технологический каннибализм»
Ремонт самолета

Техноканнибализм во всем

В авиации основной задачей будет поддержание двигателей и современного электронного оборудования в рабочем состоянии, заявил агентству глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, такие детали отремонтировать будет сложно. Азиатские и ближневосточные компании с такими поставками тоже вряд ли помогут, так как они могут попасть под вторичные санкции.

«Каждая запчасть имеет свой собственный уникальный) номер, и если в документах конечным покупателем будет указана российская авиакомпания в, то никто не согласится на поставку, ни в Китай, ни в Дубай», — утверждает один из источников.

В конце апреля «Коммерсант» со ссылкой на источники в Минтрансе, двух перевозчиках и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) писал, что, согласно негативному сценарию, уже к 2025 году в России может быть разобрано свыше половины авиапарка. Базовый сценарий предполагает разбор на детали до трети существующего парка.

При этом в эксперты Счетной палаты заявляли, что технологический каннибализм Россию ждет не только в транспортной, но и в других сферах (системах техобслуживания социальной, инженерной, информационной инфраструктуры). А в марте эксперты предупреждали, что по российским дорогам начнут ездить машины-конструкторы, собранные из вторичных запчастей.