Авиация встает на крыло: иностранным «дочкам» российских компаний разрешили регистрировать права на самолеты

07.12.202219:25

Отечественные авиакомпании смогут продолжать пользоваться самолетами, взятыми в лизинг или аренду у зарубежных «дочек» российских юрлиц. Такое решение должно стать еще одной мерой поддержки авиационной отрасли на фоне санкций. В помощь игрокам рынка также решено продлить программу компенсации расходов перевозчиков. Субсидии необходимы, чтобы позволить авиакомпаниям сохранить пассажирские перевозки на внутренних маршрутах.

Сохранить авиапарк

Отечественные авиакомпании смогут продолжить эксплуатацию самолетов, взятых в лизинг или аренду у дочерних предприятий российских юридических лиц, базирующихся за рубежом. Постановление, предоставляющее перевозчикам возможность регистрировать права собственности на такие суда, подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Таким образом, у зарубежных «дочек» российских компаний будет право оформить в собственность принадлежащие им самолеты, зарегистрировав их в Едином государственном реестре прав на воздушные гражданские суда и сделок с ними. После этой процедуры страхование, перестрахование и техническое обслуживание бортов будут проводиться на территории России.

Пресс-служба кабмина отмечает, что решение принято для снижения санкционного давления. В отрасли сохранялся риск возникновения проблем с дальнейшей эксплуатацией самолетов, принадлежащих зарубежным «дочкам» российских компаний. Подписанное Мишустиным постановление призвано исключить такие риски, чтобы авиакомпании смогли сохранить свои парки воздушных судов.

Угрозы для российской авиации появились еще в конце февраля. Евросоюз отказался поставлять в Россию самолеты и запчасти к ним. Из-за этого у отечественных компаний возникли трудности со страхованием и техническим обслуживанием судов.

Прогнозируя дальнейшую судьбу российской авиации, эксперты не исключали, что авиакомпаниям придется разбирать иностранные самолеты на запчасти.

Ответом на возникшие проблемы стал закон, позволяющий регистрировать право собственности на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний. Президент Владимир Путин подписал соответствующий документ 14 марта.

Новое постановление правительства расширяет возможности российских авиакомпаний, что, как ожидается, позволит сохранить устойчивость транспортной отрасли.

Все решает пассажиропоток

Еще одно постановление, подписанное 7 декабря Мишустиным, связано с программой компенсации расходов перевозчиков. Субсидии, на которые могут претендовать авиакомпании, напрямую зависят от пассажиропотока.

Впервые эту меру поддержки запустили в апреле 2022 года. Она призвана помочь авиакомпаниям сохранить внутренние пассажирские перевозки в условиях санкций.

Глава Минтранса России Виталий Савельев отмечал, что на субсидирование воздушных перевозок внутри страны направлено более ста миллиардов рублей. При этом 27 миллиардов предназначены для регулярного субсидирования региональных перевозок.

По сообщениям СМИ, Путин расценил объем поддержки гражданской авиации как «очень приличный». В совокупности на программы, помогающие авиаотрасли на фоне антироссийских ограничений, выделили 172 миллиарда рублей.

Новым постановлением действие программы компенсации расходов продляется на 2023 год. На выплату субсидий из федерального бюджета выделят 25,3 миллиарда рублей.

Кому помогут принятые меры

Постановление, позволяющее оформить собственность на самолеты, взятые в лизинг у зарубежных «дочек», в первую очередь относится к двум авиакомпаниям: «Волга-Днепр» и Utair, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Обе, по его словам, имеют зарубежные дочерние предприятия в ряде стран.

«Остальные наши авиакомпании все летают внутри России и занимаются бизнесом в РФ. Соответственно, и самолетов у них за рубежом нет», — подчеркнул Гусаров.

Он отметил, что «Волга-Днепр» активно занимается грузовыми авиаперевозками. До введения санкций значительная часть этих перевозок была за пределами России.

В свою очередь, Utair активно занималась вертолетными перевозками. Гусаров уточнил, что у авиакомпании «большие вертолетные контакты были в рамках ООН», которые фактически охватывали все континенты.

«Я думаю, что это сделано в интересах сохранения бизнеса этих компаний. Это два крупных, глобальных перевозчика», — заключил эксперт.

Независимый экономический аналитик Дмитрий Адамидов предположил, что принимаемые меры стоит рассматривать, как естественный откат от жестких решений, которые были приняты весной.

«Это просто позволит нормально эксплуатировать суда, которые есть», — подчеркнул эксперт. Он добавил, что послабления для авиаотрасли, касающиеся лизинга, уже вводили в июле. Вторым этапом стало разрешение на эксплуатацию и ремонт. Текущие меры также призваны облегчить работу авиакомпаний.

Адамидов считает, что все эти действия указывают на постепенную нормализацию обстановки.

«В принципе, процесс идет, и я думаю, что мы к весне уже можем действительно получить возобновление полетов, если все пойдет нормально», — предположил он.

Говоря о продлении программы субсидирования, эксперт отметил, что озвученная цифра не является окончательной. По его словам, авиация — та отрасль, которой постоянно требуется субсидирование. Государство же уделяет большое внимание сохранению пассажироперевозок по внутренним направлениям. В результате диалог авиаторов и власти, вероятно, придет к компромиссу, в котором выделяемые суммы будут «приближены к реальности».