Top.Mail.Ru
авто

Авто от Apple — на стоянке истории

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Apple начала разработку автомобиля в 2014 году в рамках громкого проекта Titan. За 10 лет ИТ-компания несколько раз меняла концепцию транспортного средства и потратила на его создание более $10 млрд, но так и не преодолела рубеж прототипа. Беспилотный iCar остался лишь мечтой, рассказываем — почему. 

Как Tesla «заводила» Apple

Историю создания автомобиля в Apple началась еще в середине 2000-х, когда исполнительным директором корпорации был Стив Джобс. По его представлению, Apple должна была доминировать во всех сферах жизни человека — дома, на работе и даже в дороге.

Интерес к созданию собственного автомобиля подогревали успехи компании Илона Маска, представившего в 2006 году первое поколение Tesla, рассказывал Тони Фаделл — бывший старший вице-президент подразделения iPod в Apple, ныне основатель Google Nest (разрабатывает и производит элементы умного дома).

«Позже мы беседовали, как бы могла выглядеть машина Apple, размышляли о ее приборной панели, салоне», — вспоминал Тони Фаделл. Но дальше разговоров тогда дело не зашло.

В 2008-2010 годах — в крайне тяжелый для автопроизводителей период — правительству США пришлось спасать от краха General Motors и Chrysler. Стив Джобс даже предложил приобрести General Motors за символическую плату. Но и от этой идеи отказались: значительные ресурсы тратились на разработку iPhone. 

Apple пыталась договориться и с Илоном Маском о приобретении Tesla. Маск соглашался лишь в обмен на пост CEO Apple. Тим Кук (возглавил Apple  после смерти Стива Джобса в 2011 году) посчитал это условие неприемлемым. К тому же потребовалось бы потратить значительные средства на интеграцию стороннего бизнеса в структуру корпорации. Да и успех электрокаров в конце 2000-х был не очевиден. Кстати, впоследствии Маск называл Apple «кладбищем Tesla, которое нанимает только уволенных им инженеров».

Кроме того, Apple вела переговоры и с другими участниками автомобильного рынка — о поглощении McLaren, совместном проекте с BMW, Ford, Canoo, с Mercedes-Benz, который бы выпускал автомобили Apple.

Apple-car.jpg

«Буханка» в стиле iPhone

И все же в корпорации из Купертино в 2014 году приступили к разработке собственного авто. Первоначально Тим Кук и дизайнер Джони Айву продвигали концепцию электрокара–гостиницы на колесах с просторным салоном и максимальным пятым уровнем автономности, который подразумевает голосовое управление при помощи Siri. Но в 2015 году от этой идеи отказались, так как управление таким транспортом угрожало безопасности пассажиров в плохую погоду и при плотном городском трафике.

Первая информация об iCar просочилась в СМИ в феврале 2015 года. Проект получил название Titan, а его куратором стал старший вице-президент по разработке аппаратного обеспечения Боб Мэнсфилд. Стратегия Боба была такой: первым делом софт для достижения наивысшего уровня автономности, и только после этого — разработка самого транспортного средства. 

Программно-аппаратные комплексы с видеокамерами, радарами, лидарами решили обкатать на трех Lexus RX450h. Разрешение на испытания технологии автопилота на дорогах общего пользования Apple впервые получила в апреле 2017 года. 

В начале 2020 года топ-менеджеры Apple провели встречу на бывшем испытательном полигоне Chrysler в штате Аризона, чтобы ознакомится с последней концепцией автомобиля.

Внешний вид машины был вдохновлен классическим микроавтобусом Volkswagen. Предполагалось, что Apple создаст белый минивен с закругленными бортами, цельностеклянной крышей, раздвижными дверями для комфорта четырех пассажиров. Из-за этих особенностей новому авто дали прозвище Bread Loaf («Буханка хлеба»).

Внутри автомобиля планировалось установить огромный монитор, мощную аудиосистему, окна, меняющие цвет, клубные кресла наподобие сидений бизнес-класса в самолете с подставками для ног. Ни руля, ни педалей не предусматривалось – только контроллер в стиле Xbox или приложение для iPhone для езды на низкой скорости. 

К 2020 году в проекте работало более сотни инженеров, чьей задачей стала разработка продукта, способного наравне конкурировать с Tesla, General Motors и другими автопроизводителями. В 2021 года сообщалось, что Nissan готов выпускать первые автомобили по заказу Apple. Топ-менеджмент корпорации рассчитывал на появление «буханки» в продаже в 2025 году. Но сроки все время сдвигались.

Apple Car

Из «Титана» в «Титаник»

Даг Филд, стоявший у руля Project Titan, уходивший на позицию главного инженера по автомобилям в Tesla, и вернувшийся в Apple в 2018 году, для реализации проекта предложил снизить уровень автономности до третьего, предусматривающего, что водитель время от времени берет управление на себя.

Первоначально руководство Apple выступало категорически против этого, но в 2023 году пришлось снизить показатель автономности с пятого до второго (как у нынешних моделей Tesla), изменить дизайн, вернув в него руль и педали. Такие «жертвы» позволяли, по расчетам инженеров Apple, все-таки начать продажи в 2028 году. 

И все же дело не дошло даже до обкатки полномасштабного собственного прототипа Apple-кара. А сами сотрудники задолго до этого в кулуарах стали называть проект Titanic («Титаник»).

В начале 2024 года Тим Кук поставил вопрос о закрытии проекта. В понедельник, 26 февраля, около 2 тыс. сотрудников Apple's Special Projects Group (задействованы в Project Titan, – прим. Ред.) получили электронное письмо о встрече в 10 часов утра следующего дня. На 12-минутном собрании им объявили, что проект автомобиля немедленно сворачивается, не объяснив причины.

Одной части сотрудникам предложили перейти в подразделение генеративного ИИ  Apple, второй части — в департамент разработки программного обеспечения, а оставшимся — уволится. 

Автомобиль Apple столкнулся с реальностью

Отмена проекта означала, что инвестированные в него минимум $10 млрд были потрачены безрезультатно. Эксперты называют несколько причин, по которым проект «забуксовал». Во-первых, продажи электрокаров замедлились из-за ограниченной инфраструктуры для их зарядки. Даже General Motors решила сделать ставку на гибридные автомобили, чтобы разрешить проблемы с падающим спросом и сложностями с выпуском электротранспорта. Спад продаж электрокаров наблюдают и в Tesla.

Во-вторых, Apple, по некоторым расчетам, оценивала себестоимость одного автомобиля в $120 тыс, тогда как рыночная конкурентоспособная цена не превышала $85 тыс.

В-третьих, амбициозные планы по созданию полностью беспилотной машины не удалось реализовать ни одному автопроизводителю в мире. 

В-четвертых, на фоне значительного и продолжительного падения выручки (четыре квартала подряд дела с реализацией iPhone обстоят не лучшим образом) Apple теперь ищет новые драйверы роста с более высокой маржой, чем выпуск автомобилей. Оживить бизнес Apple планирует выпуском умного кольца, а также делает ставку на смарт-очки Apple Vision. 

еще по теме:
«"Маска для лыжников" за■$3500: фанаты разочаровались в Vision Pro»
Пользователи очков смешанной реальности стали возвращать товар в магазины
Деньги

Единственное, что связывает Apple и автомобили сейчас — технология CarPlay для взаимодействия бортовой системы с iPhone.