Автобанк пошел по рукам
«Автобанк должен активнее предлагать населению инвестиционные банковские продукты», – такова была одна из первых установок Владимира Рыскина, когда волею «Русала» и «НАФТА-Москвы» тот оказался во главе одного из самых «брэндовых» отечественных банков.
Однако создается ощущение, что упомянутые компании, ставшие акционерами «Авто» осенью прошлого года, поняли слова своего банковского топ-менеджера почти буквально. Согласно появившейся на прошлой неделе информации, в конце декабря «Русал» и «НАФТА» продали Автобанк ИБГ «НИКойл», специализирующейся на воспетом Рыскиным инвестиционном банкинге.
Впрочем, едва ли Олегом Дерипаской, Романом Абрамовичем и Сулейманом Керимовым двигали исключительно концептуальные соображения. Просто (и это сейчас становится очевидным) Автобанк был куплен второпях, в одном пакете с «Ингосстрахом» и «Ностой».
Со страховой компанией все вроде бы понятно. Есть покупатель, способный заплатить приличные деньги. Это американская AIG, чей руководитель Морис Гринберг ходил вокруг «Ингосстраха» чуть ли не с советских времен (о планах Гринберга на российский рынок см. материал на стр???).
С полуобанкроченной «Ностой» ситуация сложнее. Но, по крайней мере, это реальный промышленный актив, к которому присматривается, например, «Альфа» или «Газпроминвестхолдинг». Вряд ли, конечно, случившийся на минувшей неделе 130-процентный рост курсовой стоимости акций «Носты» произошел без ведома нынешних владельцев комбината. Но само это обстоятельство позволяет им рассчитывать на получение как минимум $25 млн за контрольный пакет «Носты».
Около $50 млн Дерипаска с Керимовым могут выручить за «Ингосстрах». Единственно, кто рискует оказаться недооцененным, так это Автобанк. Некоторые наблюдатели уже определили ему $15 млн.
Все не так плохо. Исходя из того, что весь «пакет» обошелся «Русалу» и «НАФТА-Москва» в $90 млн и принимая во внимание, что прежнему владельцу Автобанка, «Ингосстраха» и «Носты», хотя и пришлось «дисконтировать», но уж не на 100%, можно предположить, что реальная стоимость «Авто», также как и его «подельников», колеблется в пределах $50млн – $80 млн. Правда, и эта сумма не слишком радостна для банка, у которого только частных вкладов на $140 млн, не говоря уже о так расхваленной Рыскиным операционной системе, филиальной сети и десятилетнем «брэнде».
Но ведь есть еще и непогашенный стабилизационный кредит ЦБ (почти на 2 млрд руб), форвардная задолженность перед западными контрагентами и прочие «дыры», тянущие в общей сложности как минимум на те же $80 млн. Не случайно один видный промышленник вообще усомнился, что «Цветков (президент ИБГ «НИКойл» – «Ко») настолько щедр, чтобы отдавать за Автобанк даже $15 млн».
И, наверное, у «НИКойла» нет такой необходимости. Ведь среди «дыр» Автобанка есть и долг «Петрокоммерцу», который в свое время участвовал в кредитовании «Носты». В связи с этим стоит напомнить, что «Петрокоммерц» принадлежит «ЛУКойлу», у которого есть интересы и в «НИКойле». Поэтому, помимо желания Николая Цветкова создать универсальный банк, покупка «НИКойлом» Автобанка могла быть обусловлена стремлением вернуть зависший кредит. (Это и смягчило сердце Вагита Алекперова, который раньше, по слухам, оставался глух к банкирским амбициям Цветкова. Вон даже капитал «НИКойла» увеличили до $80 млн.)
Примечательно и то, что 27,7% из принадлежавшего Андрееву контрольного пакета «Носты» находились в залоге у «Петрокоммерца». Таким образом, продажа Автобанка «НИКойлу» позволит Олегу Дерипаске и Сулейману Керимову «освободить» (возможно, это было одним из условий сделки) акции металлургического комбината и спокойно продать их, предварительно взвинтив цену на бирже.
Ирония судьбы. Неудачное управление «Ностой» привело к тому, что Андреев вынужден был продать все свои активы, включая не только комбинат, но также и Автобанк с «Ингосстрахом». Теперь из-за «Носты» новые владельцы фактически за бесценок отдают Автобанк.
Впрочем, как говорят, в «НИКойле» «за спиной компании всегда маячила тень «ЛУКойла», поэтому частные вкладчики Автобанка могут не беспокоиться».
Теперь, видимо, впору беспокоиться самому Алекперову. Слишком уж беспокойное и нерентабельное хозяйство ему досталось. Тем более что Цветков, похоже, вошел во вкус и готов наряду с Автобанком приобрести еще и Промышленно-страховую компанию.