Top.Mail.Ru
архив

Автокатастрофа

Слабые надежды на весеннее оживление спроса не оправдались. В марте продажи упали, составив лишь половину от прошлогодних. Пока спрос поддерживается в основном за счет складских запасов, но их надолго не хватит. А к радикальным мерам по стимулированию покупателей вроде беспроцентных кредитов и страхования банковских ссуд, как это происходит, например, в США, автопроизводителине готовы.
По результатам первых трех месяцев 2009 года российский автомобильный рынок сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%. И смены тренда в ближайшее время не предвидится. Только мартовское снижение продаж составило 47%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) было реализовано 135 446 автомобилей против прошлогодних 255 224. Экспертам АЕБ пришлось спешно пересмотреть довольно оптимистический январский прогноз на 2009 год, предполагавший продажу 2,4 млн машин, до 1,7 млн.

Больше не катит
Наиболее серьезно кризис ударил по производителям дешевых машин и автомобилей среднего ценового сегмента. Резкое сокращение объемов автокредитования (по разным оценкам – до 10 – 20% от докризисного уровня), снижение уровня доходов и неуверенность в завтрашнем дне заставляют покупателей «бюджетных» авто отложить приобретение новой машины до лучших времен. Именно массовые модели главным образом портят статистику. К примеру, мартовские продажи Chevrolet и Hyundai упали более чем вдвое. Реализация Daewoo сократилась на 37%, а Opel – на 63%. Китайские бренды Chery и Great Wall потеряли 84% и 70% соответственно. Не лучшим образом идут продажи и у японских автомобилестроителей. Так Mitsubishi Motors реализовала в марте на 73% машин меньше, чем годом ранее. Сбыт автомобилей Nissan сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%, а Toyota Motor ‑ на 60%. Проблемы «японцев» отчасти объясняются ситуацией на валютном рынке. По словам представителя по связям с общественностью ООО «Ниссан Мотор Рус» Татьяны Натаровой, укрепляющаяся иена и слабеющий рубль провоцируют рост цен на автомобили японской сборки, что, естественно, негативно сказывается на продажах.
Впрочем, с аналогичными трудностями сталкиваются сегодня практически все импортеры. Минимизировать влияние валютного фактора удается лишь тем компаниям, которые обзавелись производством в России. У той же Toyota в бестселлерах числится именно седан Camry отечественной сборки. Модель, вошедшая в top-25 наиболее популярных у нас иномарок (по версии АЕБ), продавалась в первом квартале на 58% лучше, чем год назад. Да и Volkswagen во многом обязан рыночными успехами (рост 44% в марте) автомобилям из Калуги. По словам пресс-секретаря марки Volkswagen Андрея Гордасевича, локализация популярных моделей (на российском заводе немецкого концерна собирают Jetta, Passat, Tiguan и Touareg) позволяет компании держать конкурентоспособные цены. Еще один довод в пользу покупки VW – высокая стоимость на вторичном рынке. «Машина, сравнительно немного теряющая в цене при перепродаже, сегодня вполне может рассматриваться как объект для инвестиций», – говорит Гордасевич.
При этом цены растут практически на все автомобили. Например, Ford поднял их не только на импортируемые модели, но и на всеволожский Focus. Примерно на 7% подорожали машины Hyundai, 8 – 11% прибавила Skoda, на 10 – 15% выросла стоимость Volvo. За китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW просят теперь на 15 – 20% больше. Некоторые производители поспешили покинуть рублевую зону, привязав цены к доллару. Так поступили, например, Toyota и Mitsubishi. Причем сделали они это еще в конце прошлого года. Российский дистрибьютор Mitsubishi Motors ООО «Рольф Импорт» переписал ценники и на машины, ввезенные в третьем квартале 2008-го, до повышения таможенных пошлин. И, как выяснилось, сильно погорячился. Пока остальные производители более или менее успешно поддерживали спрос, распродавая машины, собранные в России или ввезенные сюда в минувшем году, «Рольф» добровольно лишил себя этого удовольствия. В результате дилер получил более чем серьезное падение продаж.

В меру лошадиных сил
Все продавцы без исключения пытаются реанимировать спрос с помощью разно­образных акций и спецпредложений. К примеру, автомобили Toyota 2008 года выпуска можно приобрести по льготному курсу 27 рублей за доллар. Еще более выгодный обменный курс – 25,5 рубля за доллар – зафиксирован до конца апреля на прошлогодние модели SEAT. Хорошие скидки обещаны покупателям Jaguar. Вопреки объявленному с 1 апреля повышению цен бестселлер британской марки – модель XF – из коллекции 2008 года все еще можно приобрести с дисконтом до 400 тыс. рублей.
Кстати, продажи премиум-брендов в целом идут неплохо. Скажем, Mercedes-Benz держит объем продаж на прошлогоднем уровне. Британский Jaguar укрепил позиции на 28% по сравнению с январем – мартом 2008 года. А Cadillac, Hummer и Infiniti показали весьма впечатляющий рост. У «американцев» он составил 53% и 62% соответственно, а у японского бренда – 70%. Такие успехи объясняются довольно просто. Их клиенты не столь подвержены влиянию кризиса, и покупки таких авто в гораздо меньшей степени завязаны на банковские кредиты. Так что спокойствие представителя по связям с общественностью ЗАО «Mercedes-Benz Russia» Елены Диваковой, заявившей, что Mercedes отлично чувствовал себя в 1998 году и намерен достойно пережить и нынешний кризис, вполне оправданно. Уверенности марке прибавляет большой запас наличных автомобилей, среди которых немало машин так называемой особой серии (фиксированные комплектации, оптимизированные по цене и набору опций), пользующихся повышенным спросом.

Комплексное обслуживание
Впрочем, рекламные скидки – явление временное. Ведь как бы много автомобилей ни ввезли в Россию в прошлом году, их запасы небезграничны. С завершением «эпохи распродаж» средств для поддержания покупательской активности у автомобилестроителей останется немного. Одно из наиболее действенных, проверенных временем и международным опытом, – льготное кредитование, через дочерние банки либо посредством специальных дотационных программ, реализуемых совместно с независимыми кредитными организациями. Кризис серьезно подкосил автокредитование. И все же обе эти схемы пока работают.
К примеру, ЗАО «Тойота Банк», дочернее предприятие Toyota Kreditbank GmbH, действующее в России с 2007 года, ссужает деньги на приобретение машины под 16% или 17% (в зависимости от срока заимствования) годовых. Да еще и в рублях. Но есть одна загвоздка. Интересное предложение распространяется лишь на Avensis вкупе с уже упомянутой Camry. И опять же речь идет об авто 2008 года выпуска. Желая купить в кредит что-нибудь поновее, можно рассчитывать лишь на стандартный продукт «Тойота Универсальный»: 9,5 – 10,5% в долларах. Правда, в ближайшее время линейка пополнится. По словам президента ЗАО «Тойота Банк» Олафа Найтцша, новый антикризисный кредит «50/50+» будет особенно интересен покупателям, поскольку в течение первых двух лет клиент платит только проценты за пользование кредитом, что, конечно, значительно снижает размер ежемесячного платежа.
Имеется «карманный банк» и у Daimler AG. ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» предлагает кредиты на покупку нового E-classe, а также любой модели 2008 года по специальным ставкам 14% годовых в рублях или 11,5% в долларах США. Имеется в портфеле банка и ряд интересных предложений для покупателей коммерческого транспорта.
Располагая более дешевыми финансовыми ресурсами материнских компаний, дочерние банки могут удерживать сравнительно низкие ставки по кредитам. Однако и сотрудничество автопроизводителей со сторонними кредитными организациями вполне может быть выгодно не только договаривающимся сторонам, но и их клиентам. Примеров тому достаточно. Это и программа Nissan Finance, реализуемая производителем совместно с банком «Юникредит»: ссуды под 16,9 – 20,9% в рублях на приобретение любой модели из линейки компании (до 30 июня также действует спецпредложение «0%» на прошлогодние машины). И недавно стартовавшая акция ООО «Рольф Импорт» и Газпромбанка, в рамках которой покупатели японских автомобилей могут получить рублевый кредит под 18% годовых.
Кстати, осознав роковую ошибку в ценообразовании, «Рольф» недавно существенно снизил цены на весь модельный ряд. А заодно запустил совместно с компанией Mondial программу техпомощи на дорогах Mitsubishi Assistance Package. Теперь, покупая автомобиль, его новоиспеченный владелец в течение трех лет будет чувствовать себя в пути гораздо спокойнее. В случае чего машину отремонтируют на месте либо доставят к ближайшему дилеру. Все расходы берет на себя «Рольф».

Без помощи
Впрочем, несмотря на похвальное стремление производителей и торговцев автомобилями хоть как-то облегчить клиентам тяжкое бремя кризиса, до настоящего западного размаха нашему автобизнесу еще далеко. О беспроцентных кредитах и страховании банковских ссуд, как это делает, скажем, Ford Motor Company, нам остается только мечтать. Не говоря уже о похвальной, пусть и вынужденной инициативе концерна General Motors, обещавшего покупателям кредитных автомобилей выплачивать по $500 в месяц, если те вдруг потеряют работу и не смогут расплачиваться с банком. Все собеседники «Ко» единодушно сошлись во мнении, что «это – не про нас».
Да и на государство производителям и потребителям автомобилей особо рассчитывать не приходится. Если, к примеру, правительство Германии обещает 2500 евро каждому желающему сменить машину на новую, то максимум, на что может надеяться российский автолюбитель, – пресловутый «путинский кредит». Да и эта надежда, прямо скажем, призрачная. Ведь распространяется гос­помощь на весьма ограниченное число моделей (к тому же странно подобранных). А денег, отпущенных в текущем году на дотации по ссудам, хватит лишь для покупки 150 тыс. авто.