Автомобильное открытие Дерипаски

16.02.200400:00

На отечественном фондовом рынке вскоре может появиться еще одна «голубая фишка». Входящий в империю Олега Дерипаски машиностроительный холдинг «Руспромавто» преобразовался из ООО в ОАО. И, как следует из заявления, сделанного на днях гендиректором этой компании Александром Юшкевичем, соответствующее преобразование – отнюдь не простая формальность. В планах холдинга переход на единую акцию и IPO.

 «Руспромавто» обещает стать едва ли не первым бизнесом Олега Дерипаски, куда будут допущены сторонние инвесторы. До сих пор Дерипаска не слишком стремился делиться прибылью. Главный актив олигарха – «Русский алюминий» (кстати, тоже являющийся ОАО) – так до сих пор и не стал публичной компанией. Да и «Руспромавто», очевидно, изначально был создан, в том числе для того, чтобы вывести из публичного обращения акции купленных Дерипаской автозаводов. Прежде всего ГАЗа.

Правда, с наличностью у «Руспромавто» не столь благополучно, как у «Русала». Не случайно в апреле минувшего года созданное под эгидой «Руспромавто» ООО «Русские автобусы – Финанс» заняло на отечественном рынке корпоративных облигаций (конъюнктура которого в тот момент крайне благоприятствовала эмитентам) 500 млн руб., а ООО «Русский алюминий финансы» спустя месяц таким же образом привлекло 5 млрд руб.

Зато по своей капитализации автомобилестроительный и алюминиевый бизнесы Олега Дерипаски отличаются не столь разительно. Аналитик МДМ-банка Антон Затолокин считает, что после перевода входящих в «Руспромавто» предприятий на единую акцию общая капитализация холдинга может достичь $1,5 млрд, что лишь в четыре раза меньше оценочной стоимости «Русала».

Выпустив акции в открытое обращение, «Руспромавто» имеет шансы привлечь денег больше, нежели с помощью кредитов и облигаций. Очевидно, это обстоятельство и заставляет Дерипаску и его партнеров изменить избранной стратегии и продать часть бизнеса ради сохранения целого.

С реализацией соответствующих замыслов следует поспешить.

Прямой конкурент «Руспромавто» АвтоВАЗ собирается существенно увеличить объем своих ценных бумаг, обращающихся на международных рынках акционерного капитала. И любое промедление со стороны «Руспромавто» может привести к тому, что все деньги уверовавших в российское автомобилестроение инвесторов достанутся АвтоВАЗу.

Видимо, на этом обстоятельстве и акцентирует внимание владельца холдинга гендиректор «Руспромавто» Александр Юшкевич. Будучи выходцем из «Тройки-Диалог» (с 1995-го по 2001год Юшкевич занимал пост управляющего директора этой инвестиционной компании), нынешний глава «Руспромавто» наверняка прекрасно осведомлен обо всех плюсах (как, впрочем, и о минусах) использования фондового рынка для привлечения финансовых ресурсов. Логично предположить, что именно для реализации этих замыслов Александр Юшкевич и был три месяца назад назначен на пост гендиректора «Руспромавто».

Если вдруг конъюнктура фондового рынка изменится в неблагоприятную для автомобилестроителей сторону, глава холдинга рискует лишиться поста, повторив незавидную судьбу своих троих предшественников – никто из них не продержался на этой должности и года. А «Руспромавто» так и останется «нераскрывшимся» ОАО.