Автонет
Высокие технологии продолжают победно шествовать по планете, занимая все больше места в повседневной жизни. Человек третьего тысячелетия уже не мыслит себя без Интернета, куда стремительно перемещается международная деловая активность. Прильнув к монитору домашнего или офисного компьютера, бизнесмен спокоен: он держит руку на пульсе. Но как заниматься "электронным бизнесом" в пути? За рулем автомобиля ноутбук и мобильный телефон не помощники. Выход из затруднительного положения был найден в кооперации автомобилестроителей с hi-tech компаниями. Общими усилиями мобильный Интернет стал автомобильным.
Америка
Концепт кар от Ford - модель "24.7" - буквально напичкан электроникой. Впрочем, в автомобиле, претендующем не только на то, чтобы возить человека, но и буквально "вести его по жизни 24 часа в сутки и 7 дней в неделю" (именно так расшифровывается название машины), по-другому и быть не может.
Предполагается, что Ford 24.7 будет выпускаться в трех вариантах c кузовами купе, универсал и пикап. Концепт базируется на платформе Ford Focus и приводится в движение 2-литровым двигателем Zetec.
Принцип "руки водителя должны быть на руле, а взгляд устремлен на дорогу" получил в модели "24.7" максимальное воплощение. По мнению разработчиков концепта, единственное, что водитель должен делать руками, - это крутить баранку и переключать передачи. Для облегчения этой задачи управление КПП перенесли на рулевое колесо. Получилось как на болиде Formula 1: скорости переключаются нажатием кнопки.
Со всей остальной электронной начинкой водитель может просто побеседовать. Голосом управляются магнитола с CD-плеером,
спутниковая система навигации GPS, компьютер с выходом в Интернет и сотовый телефон. Информация о работе всех систем по просьбе водителя высвечивается на экране, заменяющем привычный приборный щиток. Достаточно вслух поинтересоваться скоростью движения, давлением масла или местонахождением автомобиля, как на дисплее появляются соответствующие данные. На тот же монитор выводятся сводки новостей, погоды и биржевые котировки, получаемые через Интернет.
Американская половина транснационального автогиганта DaimlerChrysler ответила "люксовым" пикапом Dodge MAXXcab. В ряду одноклассников автомобиль выделяется громадной, продвинутой вперед кабиной (фирменный "крайслеровский" стиль cab forward) и неприлично маленькой грузовой платформой.
Впрочем, эта машина явно создавалась не для фермеров. По утверждению шеф-дизайнера калифорнийской студии концерна Майкла Кастильоне, MAXXcab превосходит все известные пикапы по комфорту и уровню оснащения. В просторном салоне без малейшего намека на неудобство размещаются пять человек. Заднее сиденье по традиции отдано детям. Скучать в дороге подрастающему поколению не дадут видеоплеер и компьютер с выходом в Интернет. Есть чем заняться и папе-бизнесмену: в центральную консоль вмонтирован ноутбук - естественно, оборудованный системой распознавания хозяйского голоса. Поручив управление заботам круиз-контроля, водитель может углубиться в изучение биржевых сводок, исправно выдаваемых на дисплей лэптопа, или обмениваться посланиями с партнерами по e-business.
Представление о грядущем поколении седанов представительского класса можно составить, взглянув на концепт-кар Imaj, представленный "люксовым" подразделением GM - компанией Cadillac. Дизайн машины - плод совместных усилий европейской студии концептов GM в Бирмингеме и Детройтского центра Cadillac. "Максимальный индивидуализм", ставший девизом новой разработки, воплотился прежде всего в интерьере. Все четыре сиденья Cadillac Imaj выполнены раздельными - с индивидуальными компьютерными регулировками, обогревом, климат-контролем, вентиляцией, LCD-дисплеями с функциями PC, Internet и DVD и сотовыми телефонами (их в автомобиле четыре). В подголовники каждого кресла встроены динамики аудиосистемы Digital Personal Sound Surround с пятью дискретными каналами для каждого слушателя.
Кузов со стеклянной крышей покоится на пространственной алюминиевой раме, а комфортабельную езду в режиме постоянного полного привода обеспечивает активная подвеска MagneRide, моментально реагирующая на изменения в дорожной обстановке и динамике движения автомобиля. Всеми электронными блоками Cadillac Imaj управляют три компьютера IBM Thinkpad.
Роскошный концепт приводится в движение адаптированной версией V-образной "восьмерки", позаимствованной у гоночного Northstar LMP.
Европа
Заокеанская мода на Интернет и все электронное (e-commerce, e-computer...) постепенно распространяется в странах Старого Света. Уже в этом году "e-автомобили" появятся и на европейских дорогах. Любопытно, что на этот раз в роли "агентов влияния" выступили не традиционные проводники американской политики - англичане, а свободолюбивые французы.
В экспозиции компании Citroen на последнем автосалоне в Женеве хорошо знакомая европейцам Xsara предстала в совершенно новом обличье. Впрочем, слово "обличье" употреблено здесь не совсем правомерно: внешность автомобиля как раз осталась прежней. Сюрприз ждал посетителей автошоу в салоне Xsara, а точнее - Xsara Windows CE. Программный продукт упоминается в названии автомобиля совсем не случайно. Машина появилась на выставочном подиуме как плод совместных трехлетних усилий Citroen и Microsoft.
Женевская премьера Citroen интересна еще и тем, что "пакет электронных услуг" впервые стал доступен на автомобиле среднего класса. В базовой комплектации Xsara Windows CE: двухдиапазонный сотовый телефон стандарта GSM, цветной дисплей спутниковой навигационной системы GPS и компьютер с выходом в Интернет. Все это великолепие, само собой, реагирует на требования хозяина, причем не молчаливым поблескиванием монитора, а вполне "человеческим" голосом (бортовой компьютер Xsara Auto PC оснащен голосовым синтезатором).
Примечательно, что "коммуникативная" Xsara представлялась посетителям выставки не как концепт, а в качестве предсерийного образца. По утверждению руководства Citroen, первая партия из 500 автомобилей появится на европейском рынке уже в первой половине текущего года.
Свой вариант "умного" автомобиля есть и у компании Renault. Правда, пока лишь в качестве концепт-кара под названием Koleos. Внешне концепт сильно напоминает предыдущий шоу-стоппер компании - Avantime, однако в отличие от последнего куда более функционален. Трансформируемые панели кузова позволяют одним нажатием кнопки превратить Koleos из минивэна в пикап. А превращение шоссейного автомобиля во внедорожник происходит и вовсе без вмешательства человека. Компьютерный модуль в системе подвески сам определяет необходимую высоту дорожного просвета на основании данных о скорости и характере дорожного покрытия. Полный привод новой модели реализован за счет применения гибридной силовой установки, также управляемой электроникой. При езде по городским улицам Koleos будет использовать электрическую тягу, оставаясь экологически чистым, а на бездорожье умный компьютер автоматически подключит двигатель внутреннего сгорания.
Не обошлось без высоких технологий и в комфортабельном салоне Koleos. Информация о работе всех систем автомобиля (отопление, кондиционирование, музыкальный центр) выводится на LCD-монитор. На него же проецируется карта с указанием местоположения автомобиля. Стоит ли говорить, что управляется умная машина голосовыми командами, а о погоде в пункте назначения водитель узнает через Интернет.
Связи автомобильных и высокотехнологичных компаний становятся все более тесными. Лет через пять электронные опции, присущие описанным моделям, войдут в базовую комплектацию подавляющего большинства автомобилей. И вот тогда благодаря системе распознавания и модулирования голоса автолюбитель наконец-то узнает, что думает о нем собственная машина.