Авторский дозор
В сфере авторского права в России появился новый игрок. Побороться за сборы с производителей обычных CD- и DVD-носителей решили вместе Российское авторское общество и Союз кинематографистов. Вместе они создали Российский союз правообладателей, который возглавил Никита Михалков.
Герой Хью Гранта в фильме "О мальчике" прожил до сорока с лишним лет, никогда нигде не работая. Более чем безбедное существование лондонского денди обеспечивали авторские отчисления с одного-единственного рождественского хита про санки Санта-Клауса, который когда-то написал его отец. Российским правообладателям подобные сборы получить куда сложнее. Помогать собирать отчисления авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм призваны ОКУПы (организации по коллективному управлению правами). До последнего времени "невспаханным" оставалось только одно поле, в котором предполагается существование собственной аккредитованной ОКУП, - это компенсационные сборы за так называемое домашнее копирование. Предполагается, что любой человек, купивший, к примеру, чистый CD- или DVD-диск, может записать на носитель какой-нибудь фильм или музыку из своей библиотеки. Если он кому-то этот диск отдаст, счастливый обладатель подарка не купит себе оригинал в магазине. Соответственно, правообладатели потеряют клиента. Чтобы компенсировать эти потери, введены сборы с производителей и импортеров чистых носителей и соответствующей техники.
С ЧИСТОГО ЛИСТА
Для отечественного обывателя такой побор кажется абсурдным, тем не менее эта норма в России существует еще с 1993 года - она была прописана (до принятия четвертой части Гражданского кодекса) в законе "Об авторском праве и смежных правах". Профессиональные сообщества уже начали битву за новую нишу. Это, в частности, самая крупная российская ОКУП - Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Союз кинематографистов, основавшие для этой цели Российский союз правообладателей (РСП) во главе с главным кинематографистом Никитой Михалковым. Среди учредителей новой организации были заявлены неназванные "правообладатели - физические лица", но кто стоит за этим определением, участники рынка не знают.Деятельность новой структуры началась с того, что в марте РАО направило правообладателям письма с предложением заключить договор с РСП на "получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Исполнительный директор РСП Александр Сухотин подтвердил "Ко" факт рассылки такого письма. По его словам, в данный момент РСП занимается всего лишь "актуализацией реестра правообладателей". Иными словами, организация занялась привлечением на свою сторону различных авторов и обладателей их прав. "Реальные правообладатели действительно рассчитывают на получение вознаграждения за "частное копирование", так как для многих из них вознаграждение, собираемое и выплачиваемое РАО, ВОИС и в перспективе РСП, является единственным источником существования", - говорит Александр Сухотин. По его словам, РСП уже заключил более 1000 прямых договоров с авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и аудиовизуальных произведений. До конца мая планируется заключение еще около 5000 договоров.
Активность нового объединения объясняется просто. Чтобы получить государственную аккредитацию, нужно пройти тендер, а для этого новая организация должна как-то о себе заявить. В уставе РСП уже прописан и размер удержания со сборов за работу организации - он не должен превышать 25%. Однако самое интересное заключается в том, что государство еще не только не назначило дату тендера, но и не огласило возможные условия. Более того, на ту же аккредитацию, включая и сборы за прошлые годы, претендует еще один игрок - созданное в 1997 году Российское общество по смежным правам (РОСП). В 1995-м Минкультуры уже наделило РОСП правом собирать вознаграждения с чистых носителей, однако это право было отменено после того, как в январе 2008-го вступила в силу четвертая часть ГК РФ.
В конкурентоспособности РОСП эксперты сомневаются. "Я скептически отношусь к тому, что РОСП будет аккредитовано. Организаций, которые создавали РОСП, уже не существует. По моему личному мнению, РОСП - очень непрозрачная организация. Я не знаю людей, которые когда-либо получали от нее деньги", - отмечает управляющий партнер юридической компании по защите интеллектуальной собственности "Тулубьева, Осипов и партнеры" Ирина Тулубьева. Впрочем, далеко не все учредители РСП так же известны, особенно если учитывать тот факт, что среди них есть неизвестные физические лица. Более того, управленческая структура самого РАО, по мнению экспертов, не лишена изъяна. Несмотря на то что в ее совет директоров входят представители крупных музыкальных продюсерских компаний, председателем совета директоров и генеральным директором РАО является 32-летний выпускник РГГУ Сергей Федотов. Как говорят некоторые участники рынка, не исключено, что именно он или близкие ему бенефициары контролируют общество. К примеру, единственным первым заместителем Сергея Федотова является его мать - профессиональный бухгалтер Вера Федотова, отвечающая за финансовые потоки организации.
Карт-бланш РАО получило в августе 2008-го вместе с госаккредитацией на две сферы: управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения при публичном исполнении, а также на осуществление прав композиторов. Право следования, когда автор получает отчисления при перепродаже его произведения, досталось "Партнерству по защите и управлению правами в сфере искусства" - УПРАВИС. А все смежные права в августе 2009-го - созданной при поддержке РАО Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Ситуация сложилась необычная: госаккредитация означает, что ее обладатели представляют интересы всех правообладателей в своих категориях, включая тех, кто никаких договоров с ними не заключал. Иными словами, РАО получило право действовать от имени любого правообладателя в оставленной ей сфере. Это позволило организации развернуться.
ПРАВОВЫЕ КАРДИНАЛЫ
Основной задачей РАО является "управление правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно". К примеру, круглосуточно вещающая телерадиокомпания ежедневно использует тысячи произведений - как российских, так и иностранных авторов. Для этого только на одни сутки вещания должны быть получены разрешения от тысяч авторов. "Система же коллективного управления правами направлена как на защиту интересов авторов, так и на создание условий, которые помогли бы пользователям в наиболее удобной форме соблюдать действующее в стране законодательство", - объясняет пресс-секретарь РАО Марина Мурадова. По ее словам, для того, чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, авторы, наследники и иные правопреемники авторов создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче управления правами на коллективной основе. В соответствии с такими договорами организация получает право выдавать разрешения на использование произведений от имени лиц, передавших ей соответствующие полномочия, а также собирать причитающееся за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям. Если по тем сферам, где РАО получило госаккредитацию, оно автоматически представляет интересы всех правообладателей, то в других - по конкретным договорам. На сегодняшний день РАО представляет интересы более 28 000 российских авторов и иных правообладателей и, кроме того, более 1 млн иностранных авторов в рамках действующих двусторонних договоров с зарубежными авторско-правовыми организациями. После того как в 2008 г. общество получило госаккредитацию, его сборы выросли на 40,5%, до 2,2 млрд руб. В 2009-м сумма увеличилась до 2,777 млрд руб.Однако в последнее время РАО неоднократно оказывалось в центре скандалов. Так, оно предъявило претензии организаторам шоу Бейонсе в "Олимпийском" в Москве (ООО "Анонс"), Хора Турецкого, Любови Успенской и группы Deep Purple в Ростове-на-Дону (ООО "Юг-арт") и др. Суть нарушений везде одна - организаторы не заключили лицензионный договор с РАО о предоставлении права использования произведений на концертах. По закону певец получает за концерт гонорар как исполнитель, но свои отчисления от организаторов должны получать и авторы прозвучавших песен - через РАО. В случаях, когда певец исполняет песни собственного сочинения, как это было, к примеру, с Deep Purple, он получает и гонорар, и авторские отчисления. С зарубежными исполнителями РАО работает через международные договоры. Более того, британская организация PRS for Music, в которую, к примеру, входят участники Deep Purple Ян Гиллан, Ян Пейс и Роджер Гловер, подтвердила право РАО на сбор вознаграждения за публичное исполнение произведений из репертуара PRS в России. В действительности все не так гладко. К примеру, недавно РАО решило привлечь к ответственности самарский хор ветеранов, исполнявший песни военных лет на бесплатном концерте. Организатором была районная администрация, и основные претензии предъявляются тоже ей. Еще одним примером, вызвавшим недовольство на этот раз академического сообщества, стал суд РАО с крупнейшим филологическим некоммерческим порталом Ruthenia.ru за публикацию на одном из его дочерних сайтов стихов Александра Галича. Изначально по требованию РАО тексты Галича были сняты с сайта, однако этим РАО не ограничилось. Пресненский суд Москвы обязал издательство "ОГИ" выплатить 150 000 руб. РАО, несмотря на то что в ГК РФ сказано, что произведения могут свободно использоваться в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия правообладателей. "Эта норма должна действовать. Если мы хотим, чтобы культура, наука функционировали, государство, его судебная ветвь должны быть заинтересованы в том, чтобы люди могли знакомиться с такого рода произведениями. Это не тот случай, когда лишают доходов наследников", - рассказывает научный редактор polit.ru Борис Долгин.
В ЗОНЕ ОКУПАЦИИ
Насколько успешным окажется поход РАО на "болванки", участники рынка сказать затрудняются. По мнению президента Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александра Онищука, норма закона "имеет здравый смысл в случае грамотной реализации". "Не все импортеры и производители, а также не все товары должны подпадать под сбор, техника, которая не используется массово в копировании. Какая продукция предназначена для розничной продажи и затем для частных копий, а какая идет в офисы?" - отмечает он. По его мнению, процент этих отчислений должен быть "достаточным для компенсации правообладателям их потерь". По словам Александра Сухотина, все будет зависеть от ставок, которые будут утверждены российским правительством. Но они пока неизвестны. Для сравнения, авторский совет РАО ежегодно принимает ставки: сами авторы имеют возможность решать, сколько стоит их музыка и за какое вознаграждение они готовы предоставлять пользователю свой музыкальный контент. РАО получает 10 - 30% от сборов. Созданная в августе прошлого года ВОИС уже имеет прямые договоры с более чем 3500 правообладателей. Организация сформировала реестр объектов смежных прав, содержащий информацию о 125 000 фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, правом на получение вознаграждение за использование которых обладают почти 26 000 российских и иностранных исполнителей, а также более 1300 изготовителей фонограмм. Всего в 2009-м ВОИС собрала почти 520 млн руб. По словам заместителя генерального директора ВОИС Виктора Осипова, для различных видов использования фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, предусмотрены разные ставки вознаграждения, поэтому варьируется и процент ВОИС. От денег с вещательных организаций ВОИС достается 20%.Несмотря на все сложности, в РСП, похоже, не хотят терять время зря. Так, в организации полагают, что аккредитация может быть проведена и до утверждения ставок, схемы сбора, распределения и выплаты вознаграждения. "Аккредитованная организация сможет принять участие в доработке постановления российского правительства, в том числе с учетом интересов производителей и импортеров", - надеется Александр Сухотин. Однако, по словам опрошенных "Ко" экспертов, непонятно, почему среди учредителей РСП есть Союз кинематографистов и нет, к примеру, игроков музыкального рынка, ведь речь в законе идет не только о кинофильмах. "Собранное вознаграждение будет распределяться и выплачиваться исключительно в пользу правообладателей. Это и авторы аудиовизуальных произведений, и актеры, и кинокомпании, и киностудии. Многие правообладатели одновременно являются членами Союза кинематографистов РФ, однако получателями вознаграждения будут именно правообладатели, а не Союз кинематографистов", - парирует Александр Сухотин.
Проблема заключается не в желании РАО контролировать все сегменты авторского права, а в том, что идея коллективного управления правами в России дискредитировала себя. Участники рынка вспоминают скандально известное Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), выдававшее лицензии интернет-пиратам. Благодаря ему возник сайт allofmp3.com, который распространял в Сети каталоги музыки. По словам Ирины Тулубьевой, все то же РОМС решило создать общество - альтернативу РАО и, предложив ВГТРК более выгодные условия, получило деньги за I квартал, однако позднее выяснилось, что у нового общества - РОАП не было подписано ни одного договора с авторами.
В настоящий момент эти проблемы остались в прошлом. РАО - фактически монополист в сфере авторского права и, по словам руководителя правового департамента юридической компании "Налоговик" Алексея Львова, пользуется активной поддержкой российского правительства и не стесняется широкой огласки своих действий. Как говорит эксперт, для РАО "предусмотрены специальные бонусы и в том случае, если в судебном порядке нарушитель оштрафован за незаконное использование чужих объектов интеллектуальной собственности, когда интересы правообладателя представляют юристы РАО". "Конечно, как бы ни была построена в государстве система защиты авторского права, она должна быть настроена так, чтобы правообладатели могли защищать свои права. Но возникает сомнение, должен ли этот инструмент быть материально заинтересован в том, чтобы владелец в максимальной степени монетизировал свои права. Это антистимул для функционирования культуры", - полагает Борис Долгин. При этом РАО присматривает для себя все новые области. К примеру, многие владельцы кафе, баров, гостиниц, ресторанов неохотно идут на то, чтобы выплачивать вознаграждение за проигрываемую в их помещениях музыку. По данным РАО, только в Москве сейчас около 20 000 точек общепита, и только 15% рестораторов заключили с РАО лицензионные договоры и выплачивают вознаграждение. Обществу есть куда стремиться.
ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ Сборы за "домашнее" копирование - привычная практика для Европы. На сегодняшний момент они действуют во всех странах Евросоюза, кроме Люксембурга. Впервые эта норма была введена в Германии в 1960 году. Ставки вознаграждений, а также процент ОКУП в разных странах варьируются. В одних государствах установлена процентная выплата от стоимости производимого или импортируемого на территорию страны оборудования (как, например, в Белоруссии), в других - фиксированная ставка, в зависимости от вида оборудования, объема памяти и т. д. В среднем в Европе этот сбор составляет 1 - 2% от оптовой стоимости. |
Еще по теме
Венский бал в Москве стал уже ежегодным событием в светской жизни столицы. В этом году восьмое по счету благотворительное мероприятие пройдет 24 апреля в Московском Гостином Дворе.




Банк "Уралсиб" улучшил условия выдачи потребительского кредита "Удобный".

