Авторынок — растет все
Прогнозы сейчас довольно неблагодарное дело, и заниматься ими вынуждены не только профессионалы, но и обычные граждане. Ведь покупка автомобиля снова стала игрой в рулетку — вопросов много, а ответы подчас не являются однозначными. Так произошло и с ожиданиями на первое полугодие нашего родного авторынка.
Прежде чем говорить о достаточно точных цифрах по рынку, которые предоставляют не только различные аналитические агентства, но и профессиональные объединения, стоит задуматься — насколько эти данные отражают тенденции развития авторынка в целом. Первое полугодие 2024 года создает достаточно оптимистичную картину.
По данным, которые приводит Аналитическое агентство «Автостат», в результате оценки авторынка, за полугодие продажи всех типов транспортных средств выросли на 64 %.
В то же время Комитет автопроизводителей АЕБ считает, что общие продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии 2024 года составили 703 765 штук без учета альтернативных каналов поставок и 754 627 штук — с их учетом. Эти цифры подтверждаются данными продаж новых автомобилей от ППК — 747 829 штук.
По данным ППК, продажи новых автомобилей в июне составили 130 715 штук, что на 49,6 % больше, чем в июне 2023-го.
Алексей Калицев,
председатель Комитета автопроизводителей:Основной тенденцией первого полугодия 2024 года стал стремительный рост рынка продаж новых автомобилей, который превысил прогнозные значения начала года. В январе АЕБ прогнозировала объем рынка 2024-го на уровне 1,3 млн проданных автомобилей.
Усилия правительства, направленные на сокращение объема параллельного импорта и повышение локализации производства автомобилей — как и на регулирование импорта через страны ЕАЭС, — в определенный момент способствовали замедлению роста, однако не изменили тенденцию.
Основным источником роста рынка продолжает оставаться импорт новых автомобилей. Однако в связи с состоявшимся и планируемым запуском производств в перспективе доля импорта будет сокращаться, как мы уже наблюдали в прошлом, в период активной локализации иностранных производителей. Стоит также отметить, что в целом объем автомобилей, ввезенных через альтернативные источники, практически не растет. А его доля снизилась до 18% в первом полугодии.
Что касается спроса, то хотя он продолжает оставаться на довольно высоком уровне, в дилерских центрах, несмотря на довольно широкие предложения, не наблюдается повышение трафика. Одной из причин этого является высокая стоимость кредитов из-за сохраняющейся высокой ключевой ставки Центрального банка.
Учитывая различные экономические, регуляторные, политические факторы и исходя из того, что санкционное и иное давление останется на том же уровне до конца года, Комитет автопроизводителей считает, что общий объем рынка новых автомобилей в 2024 году составит 1,45 млн автомобилей.
Отечественный автопром
Лидер рынка — отечественная LADA — по итогам первого полугодия демонстрирует вполне ощутимые продажи — они составили 217 631 автомобиль, что на 51,5% выше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Стабильно высокий результат демонстрирует LADA Granta: 101 377 автомобилей за шесть месяцев (+3,3% к 2023 году) и 19 158 по итогам июня (+14,3% к июню прошлого года). Продажи LADA Vesta в первом полугодии составили 64 263 единицы (+1 114,8% к 2023 году), в июне продано 12 495 автомобилей (+193,4% к июню 2023 года). LADA NIVA Legend в первом полугодии разошлась тиражом в 23 231 автомобиль, что на 36,6 % превышает итоги шести месяцев прошлого года. Июньский показатель превышает прошлогодний на 7,2 % и составляет 3 361 проданный внедорожник. LADA NIVA Travel в первом полугодии показала результат в 25 409 автомобилей (+20,1% к 2023 году), а в июне продажи модели составили 4 037 единиц, что также на 20,1% выше прошлогоднего показателя. Также в июне было реализовано 107 LADA Largus — первая сотня автомобилей открывает новую историю продаж популярного универсала.
Дмитрий Костромин,
вице-президент АО «АВТОВАЗ» по продажам и маркетингу:Несмотря на общий тренд по рынку на замедление роста, продажи LADA продолжают уверенно демонстрировать положительную динамику. Таких результатов удалось добиться благодаря расширению модельного ряда, в том числе запуску LADA Vesta с автоматической трансмиссией. Во втором полугодии мы планируем вывести на рынок новые модели, опции и модификации, а также предложить клиентам новые выгодные программы приобретения автомобилей.
А что Китай?
Тенденция к увеличению доли китайских брендов на отечественном рынке набирает обороты от года к году, и уже сейчас она составляет очень ощутимый 61%, тогда как остальные «классические» импортные бренды практически исчезли из российского авторетейла. Почти каждый месяц на рынке РФ появляются новые модели, всего же на рынке сейчас присутствуют примерно 60 китайских марок.
Российские покупатели приобрели за первые полгода 421 806 легковых автомобилей китайских марок. Это на 143% больше, чем за тот же период прошлого года (173 733 ед.). В структуре авторынка на долю китайских машин за этот период пришлось 58%, в то же время доля российских машин составила 31%.
Лидером продаж среди китайских брендов по-прежнему является концерн GWM. Этому в немалой мере способствует построенный в Тульской области завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», где собираются по полному циклу наиболее продаваемые модели Jolion, F7 и F7X. В 2022 году концерн запустил глобальную стратегию «Единый GWM», а в 2023 году GWM увеличил инвестиции в развитие бренда на зарубежных рынках посредством стратегии «Зарубежная экосистема». Компания поставила цель достичь 500 000 продаж за пределами Китая к 2024 году. В мае этого года концерн произвел организационные изменения, усилив направление зарубежного бизнеса.
Но китайцы уже стали думать о долгосрочном послепродажном обслуживании своего быстрорастущего парка. Так, компания «Хавейл Мотор Рус» решила расширить площадь складских помещений и открыла второй склад оригинальных запчастей, расходных материалов и аксессуаров в Московской области. До этого центральный склад занимал площадь около 10 000 м², и расширение площадей помогло увеличить складской запас в два раза. Ввод нового склада в эксплуатацию позволил компании оптимизировать логистические процессы и сроки поставок запчастей дилерам по всей России.
Первый складской комплекс HAVAL в Подмосковье начал работать в 2016 году. На сегодняшний день на складе представлено более 20 000 позиций номенклатуры, наличие запасных частей «по первому требованию» дилерских центров поддерживается на уровне 96 %. Для поставки запчастей используются различные варианты транспортной логистики, включая самую быструю — авиадоставку.
На данный момент в России представлены более 180 дилерских центров HAVAL: кроссоверы HAVAL JOLION, HAVAL DARGO, HAVAL М6, HAVAL F7 и HAVAL F7X представлены в дилерской сети HAVAL CITY, а кроссоверы повышенной проходимости и рамные внедорожники бренда — в сети HAVAL PRO. Дилерская сеть TANK насчитывает более 50 центров. Электромобили ORA и WEY доступны в дилерских центрах TANK.
Сергей Ксензов,
директор послепродажного обслуживания ООО «Хавейл Мотор Рус»:Увеличение складских площадей поможет нам поддерживать высокий уровень послепродажного обслуживания, обеспечив каждый дилерский центр необходимыми запасными частями и расходными материалами в срок. Мы ведем интенсивную работу в этом направлении: общая площадь складских помещений составляет более 10 000 м2, и мы планируем расширение склада по мере его наполнения. Охват нашей транспортной логистики — более 100 маршрутов во все региональные центры России.
В России в июне компания CHERY представила обновленную версию кроссовера TIGGO 7 PRO MAX, который уже завоевал сердца более 112 000 российский семей. Этот автомобиль является самым востребованным и популярным на дорогах страны среди кроссоверов C-класса.
Автомобильный бренд Jetour, который всего за год со дня выхода на рынок РФ сумел занять 7-ю строчку по итогам продаж среди китайских брендов, подвел итоги первого года своей работы в России. За это время компания запустила продажи четырех моделей и локализовала выпуск одной из них (Jetour Dashing), сформировала широкую дилерскую сеть по всей стране и наладила ее работу. Ни одной автомобильной компании не удавалось сделать так много на российском рынке за столь короткое время. О том, как покупатели восприняли новый бренд, говорят результаты продаж: с весны 2024 года Jetour стабильно входит в топ-10 самых востребованных автомобильных брендов.
Российское подразделение ООО «Джетур Мотор Рус» было открыто в феврале 2023-го, а уже в марте компания объявила об официальном выходе на российский рынок. Первыми моделями стали семейные кроссоверы Jetour X90 Plus и X70 Plus, а также городской кроссовер Jetour Dashing.
В марте 2024 года модельный ряд пополнился новинкой Jetour T2, открывающей линейку полноприводных внедорожников бренда. Динамичное развитие дилерской сети Jetour говорит о серьезном подходе компании к клиентскому сервису. Всего чуть более чем за полгода компания сформировала широкую сеть из более чем 150 дилерских центров по всей стране. На сегодняшний день в России сосредоточена почти треть от глобального числа дилерских центров бренда, что подтверждает важность российского рынка и его потенциала для Jetour.
С момента запуска бренда общий объем продаж Jetour в России достиг 21 500 автомобилей. Уже осенью 2023 года марка вошла в топ-10 самых востребованных в стране автомобильных брендов и сохранила эту позицию в 2024 году. Рыночная доля Jetour по итогам продаж за первые пять месяцев этого года составляет 1,91 % и 2,44 % в мае. Заключительная неделя мая 2024 года стала для бренда рекордной по объему продаж за все время присутствия на российском рынке.
В глобальных масштабах к 2026 году Jetour планирует представить не менее 10 новых моделей (в том числе — использующих новые источники энергии) и увеличить общий годовой объем своих продаж до одного миллиона автомобилей, уделяя особое внимание таким направлениям, как семейный автотуризм и путешествия по бездорожью.
Вадим Иванов,
директор направления «Автомобили» в Авито:Лидером по продажам в России остается сегмент бюджетных автомобилей, на долю которого пришлось 73,78%. Он же лидирует по темпам прироста за квартал: этот показатель у авто стоимостью до 1,5 млн рублей составил 23,6%. Это вполне объяснимо: в большинстве регионов страны именно бюджетные автомобили пользуются самым массовым спросом из-за своей доступности, однако разнообразие предложения здесь сравнительно невелико, поэтому год к году прироста продаж в этом сегменте мы не фиксируем. Зато в сравнении со II кварталом 2023 года лидером по динамике продаж стал сегмент авто стоимостью свыше 3 млн рублей: здесь продажи выросли на 35,8%. По итогам апреля — июня 2024 года доля таких авто в продажах равна 9,58%. Можно предположить, что это связано в том числе со стремлением многих автовладельцев обновить устаревшие ТС. Уверенный рост демонстрирует и сегмент автомобилей стоимостью 1,5–3 млн рублей: за квартал он прибавил 16,6%, а год к году — 27%.
Электробренды
Несмотря на консерватизм российского авторынка в целом по отношению к электроприводу, доля автомобилей с гибридной силовой установкой и электродвигателем в последние полтора года растет в геометрической прогрессии, а продажи за полугодие побили рекорд прошлого года и составили 10 340 экземпляров. Безусловно, такой рост обеспечивает спрос в крупных городах, но и основные продажи классического сегмента обеспечивают именно эти мегаполисы. Так что можно делать прогноз о дальнейшем росте спроса на инновационные модели. По оценкам продавцов, часто такая машина является далеко не единственной, а по сути, третьей в семье, но, как говорится, лиха беда начало.
Основной производитель электрокаров — липецкий завод компании «Моторинвест» — по итогам 2024 года планирует выпустить и реализовать более трех тысяч электромобилей Evolute. Об этом агентству ТАСС сообщил управляющий партнер компании Андрей Резников. В прошлом году продажи электромобилей Evolute в России составили 2020 единиц.
Завод «Моторинвест» в сентябре 2022 года запустил производство электромобилей Evolute, которые являются локализованными версиями моделей Dongfeng. На сегодняшний день модельный ряд Evolute включает в себя электрический седан i-PRO, электрокроссоверы i-JOY, i-SKY и кросс-купе i-JET, электрический минивэн i-VAN, а также гибридный кроссовер i-SPACE, который в ближайшее время поступит в продажу.
Пробег
Автомобили с пробегом в последние годы являются драйвером роста авторынка. Действительно, ранее недооцененный сегмент сейчас стал одним из основных для отечественного авторетейла, хотя в абсолютных цифрах продажи в первом полугодии от года к году незначительно снизились.
По данным «Авито Авто», в апреле — июне текущего года продажи оказались на 20,1% больше, чем в I квартале этого года, а в сравнении со II кварталом 2023 года практически не изменились. Средняя цена автомобилей с пробегом во II квартале 2024 года достигла 790 000 рублей.
По данным платформы, во II квартале 2024 года лидером по продажам авто с пробегом среди марок стал ВАЗ (LADA): его доля составила 22,75% от общего объема. На втором месте с долей 6,88% оказалась Toyota, а на третьем — Kia с долей 6,57%. Четвертую строку занимает Hyundai, чья доля составила 6,23%, а пятую — Volkswagen (4,68%).
Максимальный прирост продаж в сравнении с I кварталом этого года продемонстрировала марка Kia: показатель вырос на 23,1%. На втором месте по темпам роста — ВАЗ (LADA): продажи автомобилей этой марки увеличились на 22,8%. Третья строка досталась Volkswagen (прирост 22,4%), а четвертая — Hyundai (21,8%). Замыкает топ-5 Toyota: за квартал продажи машин этого бренда выросли на 15,7%.
Алексей Калицев,
председатель Комитета автопроизводителей:Рынок новых автомобилей в России продолжает свой рост. Несмотря на замедление динамики продаж, потенциал роста сохраняется. Очевидно, что доля автомобилей, ввезенных в рамках параллельного импорта, становится несущественной. Уже в настоящий момент автомобильный рынок снова становится рынком официальных импортеров и производителей. Однако вскоре мы также увидим сокращение импорта автомобилей, что обусловлено рядом факторов и инициатив правительства, направленных на стимулирование локализации производств.
Среди факторов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие рынка новых автомобилей, следует выделить планируемое существенное поэтапное повышение утилизационного сбора и предстоящую налоговую реформу.
Краткий прогноз
Безусловно, повышение утилизационного сбора и дальнейшие решения в части увеличения налоговой нагрузки на авторетейл могут скорректировать позитивные настроения, о которых мы говорили выше по итогам первого полугодия 2024 года. Но, на мой взгляд, игроки отечественно авторынка за постковидный период сформировали очень прочный иммунитет от различных угроз для своего бизнеса, и тут можно надеяться на исполнение позитивных прогнозов по итогам года. Тем более средневзвешенная цена новых автомобилей имеет тенденцию к снижению из-за уменьшения доли ввоза по параллельному импорту премиальных автомобилей. На данный момент она составляет, по данным «Автостата», 3 160 000 рублей.