Автосалоны отменят скидки и повысят цены
Падение курса рубля особенно негативно скажется на российском авторынке. Спрос на новые машины и без курсовых потрясений уже катился вниз, теперь же снижение продаж ускорится из-за скорого роста цен, что может сжать авторынок по итогам текущего года на 20–25 %.
Для российского авторынка падение курса национальной валюты станет особенно болезненным. По подсчетам «Автостата», по итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,55 млн руб., что на 8,2 % больше, чем в 2018 году, и скоро цены на новые авто еще сильнее нажмут на газ. В ожидании пересмотра цен те, кто планировал покупку авто, отправятся в автосалоны в самое ближайшее время, ну а после нескольких месяцев всплеска спроса авторынок ждет пустота — резкое пикирование вниз. «Ситуацию на рынке можно сравнить с осенью 2014 года, — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр". — Пять лет назад ажиотажный спрос на автомобили на фоне ожидающегося роста цен продержался полгода, к февралю 2015 спрос был удовлетворен, в 2015-2016 годах рынок сокращался и только в 2017 году продемонстрировал рост. Сейчас возможен похожий сценарий, но ажиотаж будет меньше, поскольку закредитованность населения выше — и свободных денег у людей меньше».
Трафик покупателей усиливается
Представители ведущих российских автодилеров уже заявили, что наблюдают повышение покупательской активности в эти дни: в частности, о «существенном повышении трафика» в своих салонах говорят представители таких дилерских холдингов, как «Рольф», «Авилон», «Автомир». Пока автомобили здесь продаются по старым ценам, но уже заметно сокращение числа рекламных акций и скидочных предложений. Например, еще недавно в автосалонах можно было увидеть спецпредложения на автомобили таких марок, как Škoda, Mazda, Kia, Audi, но теперь их стало гораздо меньше. Более того, продавцы начинают поговаривать о наметившемся дефиците: в частности, на ряд ходовых модификаций популярного кроссовера Hyundai Creta сейчас предлагается записываться на месяц-полтора вперед.
Складывающаяся ситуация на автомобильном рынке станет серьезным испытанием и для дилеров. Сегодня, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в стране насчитывается 3370 официальных дилерских центров, что на 80 автосалонов меньше, чем годом ранее. Крупнейшими российскими автодилерскими предприятиями остаются такие компании, как «Рольф», Major, «Автомир», «ТрансТехСервис», «Ключавто», «Авилон». При этом, как известно, часть руководства лидера российского автомобильного ретейла компании «Рольф» находится под следствием по обвинению в незаконном выводе средств за границу. По неофициальным данным, «Рольф» намерен продавать свой бизнес, и нестабильная ситуация на авторынке, вероятно, может ускорить этот процесс. Учитывая обстоятельства, не исключено, что бизнес будет продан с большим дисконтом.
Что же касается других дилеров, то, скорее всего, падение спроса на новые авто не приведет к крупным банкротствам, как это было c банкротством Genser в 2018 году или ранее, в 2017 году, с разорением компании «Независимость». «Большинство автопроизводителей закладывали на 2020 год сокращение продаж на российском рынке до 10 %, поэтому давления на склады не будет, сейчас дилеры будут распродавать стоки», — говорит Денис Петрунин.
Что касается марок и моделей на российском авторынке, то вот здесь возможны потери.
Среди главных кандидатов на вылет — японская Honda, которая продала за первые два месяца текущего года на 35 % меньше машин (197 штук), чем за аналогичный период прошлого года, а также американская марка Chrysler, которая в текущем году сумела реализовать всего пять авто, что на 29 % ниже прошлогодних результатов.
Одновременно продавцы предсказывают дальнейшее сжатие представленного в России модельного ряда. По данным Ассоциации европейского бизнеса (далее — АЕБ), уже более 80 % продаж на российском рынке приходится на кроссоверы и автомобили размерного класса В, и в ближайшее время доля массовых моделей продолжит расти. В результате этого процесса продолжат исчезать с рынка такие нишевые типы автомобилей, как минивэны, субкомпактные городские машинки (размерный класс А), пикапы. Также под ударом будут находиться модели, сборка которых в России не налажена.
«В ближайшее время сильнее всего, по нашим оценкам, прибавят в цене модели, которые выпускаются не в России, вот некоторые из них: Toyota Land Cruiser 200, Toyota Highlander, Toyota Corolla, Volkswagen Amarok, Volkswagen Passat, Suzuki SX4, Suzuki Vitara, Škoda Superb, KIA Soul, KIA Picanto, Mitsubishi Pajero Sport, Mazda 3. В меньшей степени ситуация с повышением цен затронет такие отечественные марки, как Lada и УАЗ, — прогнозирует Дмитрий Андреев, генеральный директор агрегатора онлайн-продаж автомобилей Autospot.ru. — Также есть возможность, что обновление модельного ряда в России будет замедляться: велика вероятность того, что запуск некоторых новых моделей в нашей стране будет перенесен на неопределенный срок».
Тормозной путь
По итогам 2019 года российский авторынок сократился на 2,3 % и составил около 1,76 млн машин (для сравнения: рекорд спроса был зафиксирован в 2012 году — 2,94 млн штук).
При начавшемся ослаблении рубля в текущем году продажи новых авто ждет неизбежное падение.
«В зависимости от состояния курса рубля, доходов и страхов потребителей российский авторынок может упасть на 20–25 %», — прогнозирует Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности транспортной компании «Байкал-Сервис ТК».
Пока автопроизводители воздерживаются от официальных комментариев по поводу возможного роста цен из-за изменения курса рубля. Но некоторые из них уже публично допускают возможность, что в самое ближайшее время ценники в дилерских салонах будут пересматриваться. Например, в пресс-службе крупнейшего российского автопроизводителя «АвтоВАЗ» говорят о том, что после изменения валютного курса для предприятия увеличат расценки на импортное сырье и автокомпоненты.
Уже в ближайшее время цены на новые авто могут подняться на 10–15 %. «Цены будут расти, но не мгновенно, корректировка произойдет после стабилизации рубля, — прогнозирует Денис Петрунин. — Резкого роста цен на авто локальной сборки не будет, а вот импортные бренды, такие как Land Rover, Jaguar, Infiniti, вырастут в цене быстро».
Стимул для производства
Участники рынка призывают не паниковать и дождаться внятных заявлений властей о политике финансового регулирования в новых условиях. «Говорить о критическом влиянии "обвала рубля" на российский авторынок пока преждевременно. Вероятнее всего, монетарные власти в текущей политической ситуации сделают всё возможное для сохранения и стабилизации курса национальной валюты, — считает Виталий Овчинников, генеральный директор федерального агрегатора служб обслуживания и техпомощи автомобилей "МЭТР". — Необходимо дождаться, пока уляжется ажиотаж на биржах и установятся новые коридоры валютных курсов»
При этом ведущие мировые автоконцерны, как и в 2014 году, вряд ли сразу решатся поднимать цены пропорционально снижению курса рубля, чтобы не потерять свою долю рынка.
«Во-первых, значительная часть новых автомобилей, продаваемых на российском рынке, имеют высокую степень локализации производства, — продолжает Виталий Овчинников. — Во-вторых, продажи новых автомобилей заметно сокращаются во всем мире, что будет мотивировать производителей снижать стоимость новых автомобилей в рознице за счет увеличения стоимости сервисного обслуживания в будущем в том числе. Потерять же российский рынок из-за высокой стоимости новых автомобилей будет означать потерю рынка запасных частей и расходных материалов в перспективе 5–10 лет».
Вероятно, ослабление рубля в очередной раз подхлестнет и развитие внутреннего производства автомобилей в России.
Продажи импортных авто в России уже и так составляют небольшую долю: по оценкам комитета автопроизводителей АЕБ, из 1,58 млн проданных по итогам прошлого года автомобилей 1,26 млн, или более 80 %, имели локальную сборку.
Вполне возможно, что доля импортных авто в продажах будет снижаться и дальше, однако до определенного предела: на рынке в любом случае останутся нишевые автомобили, например премиального класса, которые делать внутри страны невыгодно и для которых повышение цены в 10–15 % не является критичным.
Одновременно ослабление рубля сможет стимулировать и рост экспорта авто из России. По данным Федеральной таможенной службы РФ, экспорт легковых автомобилей из России за 2019 год увеличился почти на 17 %, составил 109,4 тыс. единиц на общую сумму 1,6 млрд долларов. В частности, не недавней официальной пресс-конференции исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Оливье Морне говорил, что ведущий российский автопроизводитель намерен активно осваивать внешние рынки: за ушедший год поставки автомобилей Lada в страны дальнего и ближнего зарубежья выросли на 32 % больше по сравнению с 2018 годом и в три раза по сравнению с 2016 годом. Правда, пока в страны Евросоюза Lada пробиться с поставками своих машин не может из-за строгих экологических норм, которым не отвечают российские машины.
Участники рынка ожидают в новых реалиях оживление спроса на вторичном рынке.
Скорее всего, спрос с новых автомобилей сместится на авто с пробегом, которые, впрочем, также вырастут в цене вслед за новыми
— отмечает Денис Петрунин
«Потребителю рекомендую не поддаваться панике, не бежать в автосалон и на последние деньги не покупать авто, если, конечно, это не была плановая покупка», — советует Александр Разин. Эксперты полагают, что чем тяжелее себя будут чувствовать автопроизводители, тем лучшие условия в конечном итоге получит покупатель в автосалоне.