Top.Mail.Ru
архив

"Автотор" раскрывает карты

Калининградскую компанию "Автотор" вспоминают в последнее время главным образом в связке с концерном BMW, автомобили которого собирают в свободной экономической зоне вот уже более года. Между тем офф-шорное автомобилестроение начиналось совсем с другой марки: в мае 1997 года за ворота "Автотора" выкатились автомобили корейской компании Kia. Освоив отверточную сборку "корейцев", калининградцы со временем добились статуса эксклюзивного дистрибутора автомобилей Kia. Однако объемы производства и продаж все еще оставляют желать лучшего. Поправить дела на "Автоторе" надеются с помощью новых моделей, полномасштабная сборка которых начнется весной. Впрочем, судить о шансах калининградцев занять достойное место на авторынке можно уже сегодня: автомобили, на которые поставил "Автотор", поступили в дилерские салоны, а наши впечатления от этих машин изложены ниже.

 

Год назад во время пресс-тура в Калининград, приуроченного к одному из торжественных открытий сборочной линии BMW на заводе компании "Автотор" (высокие гости не смогли договориться о совместном посещении предприятия, и церемония проводилась по меньшей мере дважды), принимающая сторона комментировала события вокруг сборочного проекта Kia весьма неохотно. Что и неудивительно: вложив около $150 млн в создание производства проектной мощностью до 50 тыс. машин в год, "Автотор" за два года собрал не более 4,5 тыс. корейских автомобилей (в 1999 году - всего 379 штук). Проект явно не оправдывал себя, и предложение баварцев занять простаивающие мощности сборкой "пятерок" пришлось как нельзя более кстати.

Однако ставить крест на сотрудничестве с Kia в Калининграде не торопятся. Со следующего года на заводе намереваются освоить полномасштабную сборку (CKD-2) корейских машин, для чего закуплены и монтируются сварочный и окрасочный комплексы. На вопрос о производственных планах "Автотора" в технической дирекции туманно отвечают, что мощности предприятия рассчитаны на ежегодный выпуск 10 тыс. автомобилей. Однако все будет зависеть от "конкретных потребностей рынка". Пока здесь ежедневно собирают по 8 - 12 машин, причем работы ведутся непосредственно под заказ.

По словам коммерческого директора "Автотора" Александра Новикова, из всей гаммы Kia, выпуск которых освоили в Калинграде (а это седаны и универсалы Clarus, внедорожники Sportage, минивэны Carnival, микроавтобусы Pregio, седаны и хэтчбеки Rio), наибольшей популярностью в последнее время пользуется Sportage. Особенно в модификации Grand - с увеличенным багажным отсеком. Именно эти машины чаще всего заказывают дилеры.

Как выяснилось из дальнейшей беседы с Новиковым, Kia Sportage как раз и является одной из двух моделей, которые "Автотор" собирается в ближайшем будущем агрессивно продвигать на рынке. Определен и ближайший конкурент - новая "Нива" ВАЗ-2123, которую Тольятти собирается производить совместно с GM. Признаться, выбор такого, прямо скажем, виртуального соперника (сам факт реализации проекта, а тем более сроки появления товарных "Нив" находятся пока под большим вопросом) несколько озадачил. Однако вполне реальное снижение цены на внедорожник (в базовой комплектации за Sportage просят $14,5 тыс.) уже обеспечило ему лавры одного из самых дешевых иностранных джипов. А намерение конкурировать с американо-российским внедорожником свидетельствует о наличии у "Автотора" резервов для продолжения ценовой атаки. Нижней планки Новиков предпочел не называть, но по информации, полученной непосредственно на заводе, дальнейшая локализация производства (появление собственной сварки и окраски) позволит снизить стоимость Sportage до $12 тыс.

Другим чудо-оружием, призванным упрочить положение "Автотора" на рынке, должна стать последняя новинка компании - малолитражка Rio. Автомобиль, заменивший в модельном ряду Kia хорошо известную россиянам Avella, действительно способен испортить жизнь многочисленным конкурентам-одноклассникам. Достаточно сказать, что при цене $11,4 тыс. базовая комплектация Rio включает кондиционер, водительскую подушку безопасности и гидроусилитель руля - словом, все, что у более именитых производителей предлагается в качестве дополнительных опций. Имеется и модификация с автоматической коробкой передач. В пользу Rio свидетельствуют и гарантийный срок, увеличенный до трех лет (или 60 тыс. км пробега), и дешевый сервис (по утверждению Новикова, нормо-час обойдется всего на $2 дороже, чем у ВАЗа). Впрочем, забегая вперед, скажем, что есть и достаточно минусов (но об этом - ниже).

Определив направление "главного удара", калининградцы не забывают и о "вспомогательных операциях". В среднем классе интересы "Автотора" защищает Clarus ($11,9 - 15,4 тыс.). Микроавтобусы Pregio находят сбыт среди корпоративных клиентов и по госзаказу - в качестве карет "скорой помощи". Кроме того, на "Автоторе" всерьез задумываются об экспансии в верхние сегменты рынка. Доступ туда калининградцам откроет седан представительского класса Magentis. По словам Новикова, сборка этих автомобилей начнется в марте следующего года.

 

 НЕТ, ЭТО - НЕ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Познакомив журналистов с производственным процессом, автоторовцы любезно предоставили возможность попробовать корейские машины в деле. К нашим услугам был весь модельный ряд "Автотора". Однако времени было в обрез, и мы с фотокором устремились к ярко-красному хэтчбэку Rio.

Покидав сумки во вместительный багажный отсек (своим объемом он не уступает иным универсалам) и наскоро освоившись с органами управления, мы ринулись покорять дороги Восточной Пруссии. Однако первые же километры ясно дали понять, что пошалить на сей раз не удастся. К агрессивной езде не располагал ни сам автомобиль, ни узкие, обсаженные по обочинам вековыми липами, старонемецкие шоссе.

По таким дорогам надо перемещаться не торопясь, с чувством собственного достоинства. Именно подобный стиль и диктовал нам Rio, возмущенно рыча полуторалитровым мотором на задумчивый "автомат", явно запаздывающий с переключением передач.

Не внушили особого оптимизма и подвески (спереди - стойки McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости; задний мост с торсионной подвеской на продольных рычагах). На плохом покрытии вибрации исправно передаются на кузов, заставляя скрипеть и греметь дешевый пластиковый салон. Не дает расслабиться Rio и на скоростной прямой: где-то после 120 км/ч машина начинает рыскать, и заданную траекторию все время приходится отслеживать.

Зато к тормозной системе претензий почти никаких. Несмотря на задние барабаны, Rio замедляется вполне удовлетворительно, педаль достаточно информативна, а АБС можно было и перенастроить: даже на сухом асфальте она срабатывает, стоит лишь чуть резче надавить на тормоз.

Приятные впечатления оставил и довольно просторный салон. Крыша не давит, а компромисс между рослым водителем и сидящим за ним пассажиром вполне доступен. Размер заднего сиденья (кстати, его спинка складывается по частям) вполне стандартен для автомобилей этого класса: удобно расположиться здесь смогут лишь двое.

К сожалению, время, отведенное на тест, было слишком ограничено, и к Rio, как говорится, остались кое-какие вопросы. Главный из них - как ведет себя автомобиль с механической коробкой передач (все же от современного 16-клапанного 108-сильного двигателя ожидалась большая резвость) - мы надеемся разрешить, обкатав машину в более спокойной обстановке.

 

КОРЕЙСКАЯ "НИВА"

Пересев за баранку Kia Sportage, чувствуешь себя королем автострад: высокая "джиперская" посадка обеспечивает вполне приличную обзорность и как бы ставит водителя "над схваткой". Примечательно, что у задних пассажиров это ощущение еще более усилено - подушка сиденья зримо приподнята над уровнем пола. При этом высокая крыша оставляет достаточно свободы даже рослым людям (что оказывается весьма кстати, когда машину встряхивает на дорожных неровностях). Багажный отсек, увеличенный в версии Grand до 373 л, рекордов, конечно, не бьет, однако поиграв со спинками заднего сиденья, полезный объем можно удвоить. Вот только с доступом в багажник конструкторы несколько перемудрили. Чтобы поднять пятую дверь, надо откинуть кронштейн, на котором крепится запаска. Но даже проделав эту операцию, выясняешь, что без ключа замок открыть невозможно. Остается вернуться в салон и воспользоваться дистанционным управлением.

Ездовые впечатления от Sportage с 2-литровым бензиновым двигателем и механической КПП - весьма благоприятные. На редкость гармоничный тандем мотора и коробки передач обеспечивает прекрасную ровную тягу практически во всем диапазоне оборотов. После автомобиля с "автоматом" возможность без какого-либо дискомфорта оставаться на третьей передаче в диапазоне от 20 км/ч до 90 км/ч показалась особенно приятной.

Порадовал Sportage и курсовой устойчивостью: удерживать машину на прямой дороге не составляет труда и при максимальных 160 км/ч. Весьма прилично (конечно, со скидкой на свой внедорожный статус) ведет себя автомобиль и в поворотах. Правда, уже на 60 км/ч работать рулем надо очень аккуратно: робкие попытки имитировать прохождение змейки на взлетной полосе заброшенного военного аэродрома повлекли за собой ощутимые крены и громкие протесты пассажиров.

С точки зрения комфортности хода работа подвесок нареканий почти не вызывает. Достаточно сказать, что торопясь к месту сбора, мы неслись по разбитой бетонке к шоссе не разбирая дороги. Сидящих сзади, конечно, потряхивало. Зато "пробить" подвеску не удалось даже на самых больших ухабах.

Неплохо у Sportage и с тормозами. Правда, педаль здесь отнюдь не такая чуткая, как на Rio. Кстати, добиться срабатывания АБС нам так и не удалось (хотя о ее присутствии свидетельствовал сервисный индикатор, загоравшийся на приборном щитке при запуске двигателя).

В общем, обновленный Sportage с увеличенным багажником и более мужественной внешностью, которую придают автомобилю мощные бамперы, расширители крыльев, боковые накладки и пороги (все серебристого цвета), стал гораздо привлекательнее. Говорят, улучшились и внедорожные характеристики, однако проверить это смелое утверждение нам не удалось - опять же из-за катастрофической нехватки времени. Кроме того, в семействе "автоторовских" Sportage появилась модификация с 2-литровым турбодизелем. Попробовать ее в Калининграде мы, к сожалению, не успели. Надеемся на скорое знакомство в Москве.