"Автотор" в Калининграде или BMW в Кенигсберге?
Полку российских автосборщиков прибыло: калининградский завод "Автотор" начал выпуск автомобилей BMW 523i и 528i. В ближайшее время в Калининграде начнется также сборка внедорожников Land Rover Defender 110 Tdi.
На самом деле первые BMW сошли с конвейера "Автотора" еще в августе, о чем "Ко" уже сообщал. Переориентацию завода с производства корейских Kia на сборку баварских "пятерок" по традиции завершили к знаменательной дате - открытию Московского международного автосалона. "Госприемку" новой продукции "Автотора" осуществил управделами президента Павел Бородин. "Кремлевский ОТК" машины прошли с блеском: заводчане получили заказ на 100 "пятерок". BMW настолько понравились Бородину, что он тут же зарезервировал за подведомственной ему организацией еще 30 автомобилей седьмой серии, которые, кстати сказать, в Калининграде не производят.
Несовпадение даты фактического запуска нового производства с официальным открытием завода имеет довольно простое объяснение. BMW в Калининграде планировали собирать по двум схемам: SKD (Semi-Knocked Down) и CKD (Completely Knocked Down). Первая схема подразумевает производство автомобилей из частично собранных узлов и компонентов (то, что принято называть "отверточной сборкой"). Во втором случае на завод поступают полностью разобранные машинокомплекты. Так вот BMW, выставленные на августовском автосалоне на Пресне, были "отверточными", а наладить CKD-сборку калининградцам удалось лишь к октябрю. Таким образом, председатель совета директоров "Автотора" Владимир Щербаков, перерезая символическую ленточку, мог с полным правом декларировать абсолютную непохожесть нового автозавода на все известные на сегодняшний день российские "отверточные" проекты.
В отличие от проекта "Kia Балтика" (два завода проектной мощностью 30 и 50 тыс. автомобилей в год) объемы сборки BMW и Land Rover ограничиваются 10 тыс. машин. Выйти на эти показатели планируется к 2001 году (в этом году дилерам отгрузят 900 автомобилей). К тому моменту на заводе должны организовать собственное кузовное производство и лакокрасочный цех, увеличив количество занятых с 300 до 500 человек.
Открывая производство BMW и Land Rover в России, баварцы планируют существенно увеличить объемы продаж. По мнению руководства концерна, местный рынок обладает достаточной емкостью: "Общий парк автомобилей BMW в России составляет приблизительно 120 тыс. единиц". При этом с момента открытия российского представительства BMW AG в 1994 году здесь было продано около 4,5 тыс. машин. Стимулами для нынешних обладателей BMW пересесть на новые "пятерки" будут низкая цена автомобилей и их адаптация к суровой российской действительности. Например, BMW 523i с усиленной подвеской, лояльным к отечественному бензину двигателем и т.д. (всего около 40 изменений) будет на 15 - 20% дешевле импортного аналога стоимостью DM79 тыс. (около $43 тыс.). Defender калининградской сборки оценивается в $25 тыс., что в сочетании с легендарными внедорожными качествами автомобиля делает его вполне конкурентоспособным на "джиповом" рынке.
О серьезности намерений BMW Group в России свидетельствуют и объемы предполагаемых инвестиций. "В течение ближайших трех лет концерн BMW и его партнеры намерены инвестировать DM50 млн в производство и DM75 млн в развитие сети сбыта", - заявил член правления BMW Хайнрих Хайтманн. По его словам, еще до начала 2001 года усилиями концерна в России будет создано почти 1300 новых рабочих мест. Такие заявления не могут не радовать калининградского губернатора Николая Горбенко: "BMW - это не только великолепные автомобили, но прежде всего новые рабочие места и расширение налогооблагаемой базы".
Кстати, развитие событий на автомобильном рынке показывает, что проект BMW на родине Канта, видимо, имеет гораздо больше перспектив, чем предполагалось ранее. Напомним, поводом для критики проекта послужила как раз высокая стоимость "пятерок" - считалось, что это что-то вроде блажи BMW. Сейчас, после официального объявления о том, что на заводе Ford под Санкт-Петербургом будут производить не что-нибудь, а абсолютно новый и посему недешевый Focus, а также после перехода "Донинвеста" на сборку Citroen, такие разговоры поутихли. Пока не известно, станет ли Россия страной дешевых машин, но страной только дешевых машин нам уже не быть.