Автозаводской кредит
В условиях кризиса мировые автомобильные гиганты крайне
заинтересованы в стимулировании продаж и активно открывают в России собственные
банки. Только в текущем году их количество должно увеличиться в полтора раза.
В канун Нового года Банк России выдал лицензию кредитному подразделению
французского автомобильного концерна Peugeot Citroen. Новый банк получил
название "Банк ПСА Финанс Рус". Его открытие французы подгадали под запуск
производства в нашей стране автомобиля Peugeot 308. А льготные кредиты, которые
будет выдавать банк на покупку Peugeot и Citroen наряду с запуском собственного
завода в Калужской области, должны по планам компании способствовать увеличению
продаж в этом году на 50%. По словам директора по развитию группы компаний "У
Сервис+" Владимира Кривнова, если у марки есть собственный "автобанк", доля
машин, реализованных в кредит, как правило, возрастает на 5 - 15%.
Банк
Peugeot Citroen далеко не первый "автобанк", запущенный в России. Пионером в
этой области является "Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей", получивший банковскую
лицензию еще в 2006 году. В 2007-м в РФ открылись ЗАО "Тойота банк" и
"Мерседес-Бенц Банк Рус", в 2008-м появился BMW Bank. "За прошедший 2009 год в
России более 3000 автомобилей BMW было продано через BMW Bank, - отмечает
президент BMW Group Russia Кристиан Кремер. - В настоящее время портфель банка
насчитывает 4400 договоров, это достаточно убедительный показатель, если
вспомнить о неустойчивой финансовой ситуации на рынке в момент открытия банка".
Учитывая, что все продажи автомобилей BMW и Mini за прошлый год составили 17 036
штук, получается, что доля продаж через BMW Bank составляет почти 20%. "В
некоторых странах доля продаж через дочернюю финансовую компанию превышает 75%
от общего объема продаж", - рассказывает руководитель блока автокредитования КБ
"Юниаструм банк" (ООО) Максим Матанов. Так что отечественным финансовым "дочкам"
западных автопроизводителей есть куда стремиться. И в этом году участники рынка
ожидают появления в России еще одного "автобанка" - кредитного подразделения
концерна Volkswagen.
НЕПРОФИЛЬНЫЙ БИЗНЕС
Активный выход "автобанков" на отечественный рынок все опрошенные "Ко" эксперты связывают с влиянием на отрасль кризиса и с открытием собственных сборочных производств в России, которые требуют расширения рынка сбыта. "Мировой финансовый кризис серьезно подорвал российский рынок продаж автомобилей в кредит. Количество автокредитов упало минимум в два раза, - отмечает председатель правления ОАО "КБ "МАСТ-банк" Юрий Пирогов. - Ужесточились требования к заемщикам, исчезли заманчивые предложения кредитов без первоначального взноса. Рынок фактически вернулся на уровень 2004 года". С момента начала кризиса многие банки, активно занимавшиеся автокредитованием, скорректировали свои программы. "В 2009 году объем этого сектора в денежном выражении сократился примерно в пять раз по сравнению с предыдущим годом", - подтверждает Максим Матанов. Это связано с увеличением первоначального взноса и процентной ставки, а также с ужесточением требований, предъявляемых к заемщикам, таких как официальное подтверждение дохода, отсутствие отрицательной кредитной истории и просроченных задолженностей, повышение возрастного порога.Работа "автобанков" и наличие специальных кредитных программ продиктованы необходимостью увеличить розничные продажи машин определенной марки и минимизировать влияние финансового кризиса на дилеров и клиентов. Дело в том, что обвал продаж как на рынке автокредитования, так и на авторынке наиболее сильное влияние оказал на дилеров. Им было достаточно трудно адаптироваться к стремительно изменяющейся ситуации. Выход на отечественный рынок "автобанков" и появление совместных программ с автопроизводителями должны были поддержать продажи дилеров, ведь некоторые из них из-за большого количества кредитов, взятых под развитие бизнеса, находились фактически в предбанкротном состоянии. "Сегодняшняя активность игроков связана с тем, что к 2015 году прогнозируется значительный рост авторынка в России, то есть количество продаж новых авто будет расти, и доля кредитных машин увеличится, - приводит еще одну причину вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов. - Для автопроизводителей кредитование - это способ увеличить доход от основного бизнеса, в отличие от банков, для которых именно кредиты основная цель и доход, поэтому "автобанки" предлагают более интересные программы". Тем более что в кризис конкуренция по цене займов возрастет. Особенно сложно приходится небольшим российским потребительским банкам. А более финансово устойчивые иностранные участники рынка стремятся занять их позиции.
АВТОКРЕДИТ НА ТРОИХ
Существует три варианта покупки автомобиля с привлечением кредитных ресурсов (если, конечно, не брать в расчет такие схемы, как "кредит на неотложные нужды"). Первый способ - стандартный автокредит в одном из розничных банков. Второй способ - это получение займа по одной из совместных программ банка и компании-производителя. Речь идет о таких предложениях, как, например, KIA Finance, Nissan Finance или GM Finance. Это не собственные банки автопроизводителей, а всего лишь совместные программы. К подобным способам стимулирования продаж прибегают многие крупные концерны, у которых нет своих кредитных "дочек". Их отличие от "автобанков" заключается в том, что оператором по предоставлению кредитных ресурсов выступает один из уже существующих в России розничных банков, предлагающий заем на более льготных, чем среднерыночные, условиях для приобретения автомобилей определенной марки. Но в любом случае цель его работы заключается не в том, чтобы повысить продажи конкретной марки, а чтобы заработать. Те потери, которые банк теоретически несет в результате снижения ставки автокредита, ему компенсирует производитель. Однако речь не идет о прямом субсидировании. "Снижение процентной ставки происходит завуалированно, путем предоставления дополнительной скидки, вследствие чего эффективная ставка снижается", - поясняет Владимир Кривнов. При приобретении автомобиля в кредит по специальной программе покупатель получает автомобиль по более низкой стоимости, тем самым компенсируя фактические платежи по кредиту.Третий подход к выдаче кредита - в "автобанке" - кардинально отличается от стандартной схемы работы коммерческого банка. "Получение прибыли от кредитной деятельности для них не приоритетная задача, главное - помогать развивать основное направление деятельности компании", - отмечает Юрий Пирогов. Иными словами, работа ориентирована не на то, чтобы "жить" за счет дохода от платежей по кредитам, а чтобы помогать продавать автомобили на локальном рынке. Лишним подтверждением такой концепции является то, что "автобанки" не привлекают вклады физических лиц и не осуществляют другой классической для кредитных организаций банковской деятельности. Еще одним отличием работы "автобанков" от традиционных кредитных организаций является то, что для получения банковского кредита потенциальный покупатель обращается в банк, а оформление кредита в "автобанке" осуществляется непосредственно в автосалоне.
В РОЗНИЦУ
"Позиции банков автопроизводителей в России усиливаются и на сегодняшний день составляют существенную долю рынка автокредитования (в совокупности уже около 10%). При этом на кредитные программы автопроизводителей, реализуемые через банки-партнеры, уже приходится более 50% всех кредитных продаж новых машин", - констатирует Максим Матанов. Он считает деятельность банков автопроизводителей в нашей стране достаточно перспективной. Некоторые финансовые институты автопроизводителей помимо розничного кредитования осуществляют также кредитование дилеров и товарных автомобилей. Возможно, после получения лицензии на ведение текущих счетов физлиц "автобанки" будут предлагать и другие услуги розничным клиентам. Подобная практика широко распространена за рубежом, где кредитные "дочки" автоконцернов представляют из себя полноценные банковские институты - привлекают вклады, осуществляют кредитование проектов, не связанных с продажами автомобилей, и даже играют на фондовом рынке. "Скорее всего, через какое-то время мы станем свидетелями применения этой практики и в нашей стране", - считает руководитель направления кредитования компании "Независимость-Финсервис" Александр Карев. Впрочем, это предполагает дополнительные серьезные инвестиции, которые влекут за собой изменение стратегии развития. С таким подходом будет сложно концентрироваться на решении основной задачи - работе полноценного "автобанка".Еще по теме
Проводы зимы во время празднования Масленицы корпоративно-инвестиционный блок Альфа-банка устроил в загородном ресторане - с блинами и под зажигательную музыку цыганского ансамбля "Ромэн".


Симон Патиньо стал магнатом вопреки жизненным обстоятельствам, на чистом везении

