Азиатский разворот: как российский бизнес ищет новые возможности в Индии

06.09.202416:24

После того как западные венчурные рынки оказались закрыты для российских стартапов и инвесторов, главным международным хабом для россиян стали ОАЭ. Этот регион действительно в последние годы делал очень многое, чтобы обеспечить приток инвесторов, а биржи испытывали определенный голод в отношении новых проектов, так что привлечь внимание инвесторов было проще, чем в США или Лондоне. С другой стороны, многие столкнулись со случаями мошенничества, проблемами, возникающими из-за непонимания локальных нюансов в менталитете и законодательстве. Кроме того, рынок оказался довольно восприимчив к внешним факторам. По данным компании MAGNiTT, в первой половине 2023 года количество сделок венчурного финансирования в регионе Ближнего Востока и Северной Африки сократилось на 41 %, до $1,1 млрд, годом позже рынок просел еще в три раза — до $369 млн в I квартале 2024 года. Тогда многие бизнесмены обратили внимание на Индию, которую «финансовая зима» затронула в значительно меньшей степени. 

Шангри-Ла для инвестора

Экономика Индии считается устойчивой на фоне глобальной инфляции и ограничений в мировых цепочках поставок в 2023 году, продемонстрировав впечатляющие темпы роста в 7,8 % в 2023–2024 финансовом году и значительно превысив средний показатель G20 (3,4 %). Уверенный рост в производственном секторе, более высокие, чем ожидалось, объемы сельскохозяйственного производства и высокие государственные расходы сделали Индию самой быстрорастущей крупной экономикой в мире.

К 2030 году численность трудоспособного населения Индии достигнет своего самого высокого уровня — 68,9 %. Китай в свое время в полной мере воспользовался столь же высокой долей граждан трудоспособного возраста, что привело к ежегодному росту на 9–10 % в течение трех десятилетий, и таким образом к 2010 году стал страной с доходом выше среднего. Поскольку Индии осталось менее шести лет, чтобы воспользоваться этим демографическим дивидендом, ей необходимо задействовать свои трудовые ресурсы, чтобы аналогичным образом реализовать свой экономический потенциал.

За последнее десятилетие, с 2014 по 2024 год, Индия вошла в пятерку крупнейших экономик мира и вскоре достигнет третьего места, уступая только США и Китаю. Эта динамика привела к значительному повышению рейтинга страны по легкости ведения бизнеса — со 142-го места в 2014 году до 63-го в 2020-м.

Индийское правительство предприняло ряд мер, направленных на повышение эффективности индийской экономики для инвесторов. Например, программа под названием «Сеть налогообложения товаров и услуг» (GSTN) объединила различные штаты в рамках единой внутринациональной экономической рыночной системы путем интеграции многих фрагментированных налоговых систем. Благодаря внедрению цифровых технологий система GSTN привела к росту эффективности торговли по всей стране и собираемости налогов, к снижению издержек цепочки поставок и общего уровня налогообложения и цен.

Для активизации торговой деятельности были сделаны значительные инвестиции в увеличение пропускной способности индийских портов, аэропортов, грузовых перевозок, железных дорог и других важных аспектов логистики, связанных с торговлей. Если раньше доставка груза из Бангалора в Дели занимала четыре дня, то теперь это возможно за два. Скорость перевозки грузов превысила 45 км/ч по сравнению со средними 25 км/ч ранее. Благодаря этому затраты на цепочку поставок снизились с 14 % ВВП до 8–9 %.

У российского бизнеса пока мало достижений на индийском рынке. Один из главных проектов — строительство АЭС компанией «Росатом». Фото: Reetesh Chaurasia / CC BY-SA 4.0 / Wikipedia.org

Программа локализации производства «Сделано в Индии» принесла значительные дивиденды стране в плане экспорта и занятости. В настоящее время она является вторым по величине производителем мобильных телефонов в мире. Значительный рост наблюдается в таких секторах, как фармацевтика, тяжелая химия и электроника. В Бангалоре уже сосредоточено более 300 000 разработчиков и тестировщиков микросхем. В течение 2022–2023 финансового года объем прямых иностранных инвестиций в индийскую экономику составил около $71 млрд.

Третьи в мире

Предприниматель Дмитрий Махлин называет Индию «самой перспективной точкой на планете» для стартапа. Его компания Entera Global — облачный сервис для распознавания, проверки и автоматического ввода документов в систему бухгалтерского и складского учета — начала осваивать индийский рынок в 2022 году. Индия является третьей по размеру экосистемой для стартапов в мире. По состоянию на конец 2023 года в стране было запущено более 68 тысяч стартапов, из них 112 уже стали «единорогами» с совокупной капитализацией $350 млрд. Для сравнения: в Китае создано на данный момент 172 «единорога», в США — более 650. Совокупный объем привлеченных инвестиций в Индии — $146 млрд, в Китае — $793 млрд, в США — $2,7 трлн.

Рекордным годом для индийских стартапов стал 2021-й, когда было заключено 1584 сделки на общую сумму $42 млрд. В 2023 году рынок сильно просел вместе с мировой стартап-индустрией как в деньгах ($10 млрд), так и в количестве сделок — 897. По числу привлеченных средств в 2023 году лидируют финтех ($3,02 млрд инвестиций), электронная коммерция ($2,6 млрд) и решения для крупного бизнеса (enterprise tech — $1,3 млрд), свидетельствуют данные исследования компании Inc 42. Эксперты также отмечают рост интереса инвесторов к таким отраслям, как космические технологии, deep tech и «зеленые» технологии.

Значительная часть активности сосредоточена в трех технологических хабах: Бангалор (осуществлены сделки на $4,1 млрд в 2023 году), Дели ($2,6 млрд) и Мумбаи ($1,4 млрд). Значительную роль в индийской экосистеме стартапов играют бизнес-ангелы, местное отделение платформы AngelList стало крупнейшим инвестором в индийские проекты в 2023 году, осуществив 180 сделок.

В 2023 году пять индийских компаний вышли на биржу: IdeaForge, использующая дроны для наблюдения за общественной безопасностью, бренд косметики MamaEath, туристическая компания Yatia, разработчик компьютерных игр Yudiz и финтех-компания Zaggle. На 2024 год запланировано как минимум 12 IPO. По данным опроса Inc 42, более 80 % бизнес-фаундеров испытывали проблемы с привлечением средств в 2023 году, и 88 % респондентов ожидают, что текущий год принесет позитивные изменения в части привлечения финансирования.

При регистрации бизнеса в Индии оптимально привлечь местных консультантов — это может на порядок ускорить и упростить процесс. Фото: 123rf.com/ Legion-Media

Дмитрий Махлин с партнерами несколько раз приезжал в Индию, чтобы понять особенности этого рынка, и хотел начать развивать бизнес в этой стране самостоятельно, но в итоге решил нанять местного менеджера, который возьмет на себя переговоры с клиентами. «Местные бизнесмены, как правило, могут общаться на английском, но в итоге мы не могли достаточно точно оценить качество переговоров. Специфика местного менталитета такова, что ты можешь быть уверен, что достиг четких договоренностей с человеком, а в итоге он имел в виду „может быть, я подумаю“. Он может после переговоров пропасть на несколько месяцев — и это абсолютно нормально, здесь так принято. Поэтому мы в итоге решили, что лучше иметь местного партнера, который чувствует все нюансы», — рассуждает Махлин.

Своя атмосфера

Индийский рынок отличается долгим входом, особенно если говорить о сферах, не связанных с IТ. В уникальное культурно-историческое и религиозное разнообразие страны непросто и небыстро интегрируется что-то инородное. В стране более 80 % индуистов, или последователей Санатханы дхармы — учения, в основе которого лежат принципы ахимсы (ненасилия), философского отношения к трудностям, вера в предопределенность (карму) и возможность влиять на свои действия, но не на результаты. Вне зависимости от уровня религиозности, эти базовые предпосылки индийской теологии так или иначе являются частью культурного ДНК и серьезно обусловливают бизнес-реальность в стране, рассуждает Оксана Романчук, основатель и управляющий директор Indrya Impact Bureeau.

«Привычную нашему уму исполнительность и дисциплину сложно найти в условиях философии „кармы“ и „реинкарнации“: спешка бессмысленна, все положенное случится все равно. Финансовая мотивация не имеет действенной силы, когда требует серьезных изменений объема или качества привычных усилий. В то же время по этим же причинам это все имеет и позитивную обратную сторону: индийский рынок настолько гибок и толерантен, что способен простить за „добрые отношения“ предпринимателю неэффективность бизнес-процессов, нечаянную просрочку дедлайнов: от оплаты платежных обязательств до поставки продукта», — говорит Романчук.

Вся специфичность взаимодействия с индийского культурой и менталитетом страны обнаруживается не сразу, главная причина этого — общая доброжелательность индийцев и негласная неготовность говорить нет или выражать согласие, открыто говорить о проблемах. «По этой же причине договоренности не сразу конвертируются в действия, сложности добавляет подход российского бизнеса, который мы нередко наблюдаем, консультируя российских предпринимателей, а именно — желание „прийти, увидеть, победить“, особо не вкладываясь в построение долгосрочных отношений в стране, где доверие является ключевым фактором работы», — отмечает эксперт.

В условиях философии «кармы» и «реинкарнации» спешка бессмысленна даже в бизнесе: все положенное случится все равно. Финансовая мотивация не имеет действенной силы. Фото: Prabhat Kumar Verma / Zumapress.сom / Global Look Press

«В Индии к твоей личности намного больше внимания, чем в других странах, тебя будут несколько раз гуглить, местные партнеры могут пригласить тебя к себе домой на ужин, вообще будут изучать всеми возможными способами, потому что им важно, какой ты человек». — говорит Дмитрий Махлин.

Братья навек

Индия привлекательна для российского бизнеса прежде всего исторически хорошим отношением к русским, оставшимся еще со времен СССР, говорит Константин Горчаков, серийный предприниматель, управляющий директор Bstone Tech Innovations. Плюс местный рынок сложно назвать очень продвинутым с точки зрения инженерных решений и управленческих компетенций, поэтому здесь вполне могут быть востребованы экспертиза и технологии российских компаний. В целом в мире к Индии отношение скорее нейтральное — в отличие от России, принадлежность к которой может стать «красным флагом» для многих, — поэтому можно рассматривать эту страну как плацдарм для дальнейшего международного развития.

«Если говорить о том, чего российскому бизнесу удалось добиться на индийском рынке, то здесь, к сожалению, похвастать пока особенно нечем. В Индии присутствуют крупные российские корпорации вроде „Сбера“ и „Росатома“, но это сложно считать успешным кейсом просто в силу того, что компании такого масштаба так или иначе присутствуют на всех наиболее крупных рынках и для них эти издержки почти незаметны. Кроме них, что-то пыталась делать „Технониколь“, есть несколько стартапов российского происхождения, но в целом присутствие минимально. Это связано, как мне кажется, с некоторым излишне высокомерным отношением российских предпринимателей к данному рынку. Мы сталкивались с тем, что компании не хотели даже адаптировать свои презентации под местный рынок — в целом выглядело это так, как будто бы, по их мнению, местные их очень ждали, а на самом деле это не так. Индийцы внешне благожелательны, но чтобы завоевать их доверие, нужно предпринять значительные усилия», — рассуждает Горчаков.

«Нормативно-правовая база в Индии в последнее время была несколько смягчена после запуска программы поддержки стартапов. Одной из многочисленных инициатив является процедура „единого окна“ для получения разрешений регулирующих органов, принятая для содействия предпринимательству. Но мы по-прежнему сталкиваемся с проблемами, развитию стартапов по-прежнему препятствуют такие проблемы, как бюрократические проволочки, неоднозначное налоговое законодательство и расплывчатые нормативные акты», — сказал Субхам Саркар, директор CIRTC (Палаты по Индийско-российскому технологическому сотрудничеству).

Поскольку большинство крупных институциональных инвесторов в Индии привлекают капитал на Западе, они будут принимать меры, чтобы не допустить российских инвесторов к лучшим стартапам и выгодным сделкам. Еще одним барьером может стать страх перед санкциями. Несмотря на то, что он не обоснован, многим стартапам необходимо разъяснять, что риски для них не так велики, как кажется. Это особенно актуально, когда стартапы создают продукты для западных рынков. «Однако важно отметить, что есть много стартапов, создающих продукты для Индии и крупных стран глобального Юга, которые оценили бы инвестиции из Индии или союзников Индии, таких как Россия», — сказал Субхам Саркар.

При регистрации бизнеса в Индии оптимально привлечь местных консультантов, имеющих опыт работы с иностранцами. Это может на порядок ускорить и упростить процесс. Также для некоторых видов юрлиц нужен местный директор. Здесь критически важен тщательный подбор кандидата, потому что, во-первых, сумма, которую запрашивают кандидаты, может различаться в десятки раз, а во-вторых, качество их работы может различаться тоже на порядки, рассуждает Константин Горчаков.

В Индии достаточно развито мошенничество, говорит Дмитрий Махлин: «Это не критичная проблема, но необходимо держать это в голове и придумывать механизмы защиты от подобных рисков».

Большая часть населения Индии живет в бедности, и потому реальное число потребителей товаров и услуг в разы меньше 1,4 млрд. Фото: unsplash.com

«Рынок Индии настолько огромный, что окупит самую высокую цену, которую платят иностранные предприниматели в виде сложного и долгого входа. Сами индийцы тоже являются заложниками рыночной специфики своей страны: те редкие бизнесмены, которым удалось вырастить свои компании за относительно короткий срок, гордятся статусом „предпринимателя первого поколения“. Статистика подтверждает, в стране более 70 % компаний — семейный бизнес, возраст которого два и более поколения», — говорит Оксана Романчук.

«Когда говорят о потенциале индийского рынка, обычно называют цифру в 1,4 млрд населения, но нужно понимать, что среди этих людей есть такие, которые живут на доллар в день, а есть, к примеру, семьи, в которых никогда не было холодильника и микроволновки и они даже не понимают, зачем они вообще нужны. Поэтому если мы говорим о бизнесах, ориентирующихся на какие-то товары и услуги, отличные от жизненно важных, стоит оценивать потенциальную аудиторию, скорее, в 300–400 млн, хотя и это, конечно, очень много», — резюмирует Дмитрий Махлин.