Top.Mail.Ru
архив

Бабочки в розницу и оптом

28-летняя Елена Преображенская – хозяйка большого свадебного салона. Набор услуг у нее вполне стандартный: парикмахерская, ювелирный магазин, организация свадебного торжества и т.д. Но одно из направлений деятельности компании выделяется на общем фоне – Преображенская продает живых тропических бабочек. Предпринимательница полагает, что у этого бизнеса очень большие перспективы.

 

По своей специальности Преображенская физик-экспериментатор. Окончив школу с углубленным изучением точных наук при Новосибирском госуниверситете, она в 1992 году поступила в Московский физико-технический институт. На третьем курсе заинтересовалась торговлей ценными бумагами, и, как это часто бывает, довольно быстро наука отошла на второй план, уступив место бизнесу. Елена проработала около пяти лет в небольших инвестиционных компаниях, занимаясь в основном операциями с векселями. Заработав какие-то деньги, в 2000 году она задумала открыть собственное дело.

Елена планировала создать салон красоты, причем помещение под него – двухэтажное здание общей площадью 800 кв. м - решила строить сама. Затрат на строительство Преображенская не раскрывает, замечая лишь, что с деньгами помогли родственники (родители Елены - нефтяники), но, по экспертным оценкам, стоимость такого особняка могла составить около $500 000.

Строительство Преображенская закончила только через два года, много времени ушло на согласование необходимых документов. Когда дом был готов, кончились деньги. Пришлось отказаться и от первоначальной задумки – количество салонов красоты в Москве к тому времени достигло четырех с половиной тысяч, а запускать проект с «заведомо устаревшей концепцией» предпринимательнице не хотелось.

Более перспективным Елене показался другой бизнес – организация свадеб «под ключ» для состоятельных клиентов. Здание уже было готово, оставалось собрать под одной крышей несколько фирм, оказывающих все необходимые молодоженам услуги. За несколько месяцев арендаторы были подобраны, и в июле 2002-го салон с притязательным названием «Преображенский пассаж» открылся.

Бабочки поначалу были лишь маркетинговым трюком – экзотическим свадебным подарком. Например, молодожены могли заказать «салют из бабочек», выпустив их из красивой коробки в самый торжественный момент, - о такой услуге Елена услышала от знакомых, видевших что-то подобное за границей. Ухватившись за эту идею, Преображенская начала поиск ученых-энтомологов, которые могли бы заняться разведением тропических насекомых в России. В конце концов она договорилась с четырьмя специалистами, работающими в профильных НИИ, арендовала участок в Подмосковье и приступила к строительству небольшой фермы. Немногим позже она зарегистрировала компанию «Мир бабочек». Общие затраты на запуск проекта превысили $200 000 (из заемных средств). Большая их часть пошла на создание специальной системы, поддерживающей на ферме мягкий тропический климат. Также Елена, по ее словам, организовала несколько энтомологических экспедиций в Южную Америку, Юго-Восточную Азию и центральные регионы России.

В декабре 2002 года нанятые Преображенской энтомологи получили потомство пяти видов бабочек, в январе – уже восьмидесяти трех. Сейчас в ассортименте фирмы около 30 видов – наиболее ярких и неприхотливых.

Но, решив «производственные» проблемы, Елена вскоре столкнулась с проблемами сбыта. «Если бабочку не продать в течение двух-трех дней, она теряет товарный вид», - говорит она. Чтобы поддержать продажи, предпринимательница провела несколько промо-акций в ночных клубах и разместила рекламные объявления на Интернет-сайтах свадебных агентств. Спрос появился в апреле, с началом свадебного сезона, а в мае Преображенская уже открыла представительство компании на Украине.

Тогда же Елена решила доверить продажу бабочек дилерам. Ими стали цветочные салоны, лавки подарков и Интернет-магазины. Сейчас Преображенская, по собственным словам, работает с двумя сотнями торговых точек. Правда, стабильными объемами закупок могут похвастать лишь около тридцати из них. Цена одной бабочки в рознице колеблется от $18 до $35 в зависимости от срока заказа (самых дешевых бабочек – по $18 - надо заказывать за три недели). После того как насекомых выпускают на волю, они могут прожить пару недель, если в помещении оставить емкость с подслащенной водой. За судьбу проданных бабочек Елена не беспокоится: «Две недели – это естественная длительность жизни бабочек, так что по ночам я сплю спокойно».

Размеров своего бизнеса Преображенская не раскрывает. Но, если учитывать доход от аренды площадей в «Преображенском пассаже», а также бюджет свадеб, организуемых салоном, оборот агентства составит в этом году, вероятно, около $2 млн. А судить о продажах бабочек можно по тому, что затраченные на их разведение деньги Елена планирует вернуть к концу этого года. Получается, что каждый месяц она должна продавать не менее 800 насекомых. Не так много, если учесть, что для запуска «живого салюта» нужно хотя бы 50 бабочек.

Для сравнения: ближайший конкурент Преображенской компания «Бабочка-VIP» продает около 200 насекомых в месяц. «Этот рынок находится в зачаточной стадии, и его рост будет зависеть от того, станет ли модным дарить бабочек», - считает Федор Княгинин, гендиректор компании. По его мнению, бум на экзотическую потеху может продержаться три-четыре года, после чего спрос пойдет на спад. Преображенская же надеется, что подарок в виде бабочки или «живого салюта» со временем станет обычным делом. Таким же, как букет цветов.

Еще по теме