Baikal перетечет в Калининград
«Байкал Электроникс», производитель российских процессоров начнет собирать их на мощностях GS Group в Калининградской области. В самой компании считают, что это поможет снизить затраты и риски. Опрошенные «Компанией» эксперты сомневаются в эффекте переноса сборки, поскольку у производителя остается зависимость от зарубежного завода.
Гендиректор российского производителя Андрей Евдокимов не стал говорить, какие объемы продукции компания намерена собирать в России. По его словам, запуск находится в стадии эксперимента, сейчас отрабатываются технологии. Евдокимов отметил, что процесс корпусирования можно перенести на территорию РФ, сформировав внутри страны большую часть его добавочной стоимости.
В будущем «Байкал Электроникс» не исключает возможность переноса в Россию производства корпуса для процессоров, пишет РБК. Евдокимов отметил, что по сложности этот процесс можно сопоставить с производством самой микросхемы.
GS Group — российский инвестиционно-промышленный холдинг, занимающийся разработкой и производством электроники, микроэлектроники и интеграцией программных продуктов. Корпуса процессоров будут собираться на «дочернем» заводе GS Nanotech. Сотрудничество должно стать «одним из знаковых шагов к возрождению российской микроэлектронной школы», поскольку до сих пор такого уровня микросхемы в России никто не собирал, отмечает директор по развитию производства GS Group Федор Боярков.
Переезд с Тайваня
«Байкал Электроникс» разрабатывает интегральные микросхемы и системы на базе архитектур ARM и MIPS. Микросхемы для Baikal производятся на фабрике TSMC на Тайване — крупнейшем в мире производителе микросхем. Процессоры ранее также производились на зарубежных фабриках.
Российские власти уже несколько лет пытаются перевести на отечественное оборудование и ПО государственные органы и компании, а также владельцев критической информационной инфраструктуры, к которой относятся сети связи и IT-системы энергетических, телекоммуникационных, финансовых и других компаний. Согласно сегодняшним требованиям, для признания российским оборудования (к примеру, серверы) оно должно работать на российском процессоре. Среди крупных заказчиков — РЖД, монополия закупала почти 60 тыс. ПК на базе процессоров Baikal и «Эльбрус».
Андрей Евдокимов считает, что сборка в России будет обходиться компании дешевле, чем на зарубежных фабриках. Он не уточнил, на сколько.
Перенос сборки несмотря на то, что сами микросхемы производятся на Тайване, — это одна из степеней локализации, заявил «Компании» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он добавил, что это не избавит производителя от зависимости. «Если Тайвань не будет поставлять, то и собирать будет нечего. Снижение затрат здесь незначительное, потому что есть логистика, стоимость которой высока. Это скорее всего первый шаг к будущему локализации производства», — объяснил эксперт.
Переход на отечественное оборудование интересен сразу по нескольким причинам, сказал «Компании» аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко. «Во-первых, это позволит говорить о повышении степени локализации производства процессоров “Байкал Электроникс”. Во-вторых, перенос в Россию корпусирования — это повышение компетенций российских участников рынка», — заявил эксперт. Он добавил, что сборка корпусов микроэлектроники — «интересное и перспективное направление, которое почти не представлено в России».
Однако эксперт не берется говорить о возможности существенного снижения затрат, «учитывая, что корпуса будут, вероятно, закупаться за рубежом». «Даже без снижения затрат локализация в любом случае интересна. Проблему зависимости от TSMC это никак не решает», — отметил Бойко.
Полный цикл производства процессоров в России пока невозможен из-за отсутствия современных технологий и оборудования, считают эксперты. «Даже возможность приобретения импортного оборудования, позволяющего производить современные чипы — под большим вопросом, даже если на это нашлись бы деньги. А это большие деньги, десятки миллиардов долларов», — заявил Бойко.
В России изначально невыгодно было производить процессоры, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «Это и дорого, да и нет никаких массовых устройств для производства: большие серверы или системы хранения данных», — говорит он. Кусков отметил, что в мире пока нет страны, в пределах которой проходит полный цикл производства. Россия может стать первой, если «Байкал Электроникс» справится с упрощением логистики и всех производственных процессов.
Полная локализация компонентов для многих стран, включая Россию несбыточная мечта, сказал Муртазин. «Мы к этому идем, но, когда это получится — никто не может сказать», — заключил аналитик.
«Лассард» и Минпромторг
В конце июня «Байкал Электроникс» была продана группе «Вартон». Участники сделки не стали раскрывать ее детали, включая финансовые и актуальную структуру собственников. По данным источника «Коммерсанта», «Вартон» получил более 70% акций российского производителя. Эксперты отмечали, что стоимость бизнеса «Байкал Электроникс» на тот момент могла составить 3-6 млрд рублей.
Основной владелец «Вартона» — Денис Фролов (80%). Ему же принадлежит 65% ООО «Лассард», в котором он занимает и пост гендиректора. Фролов — заметная фигура на российском рынке электроники. В 2020 он возглавлял ООО «НМ-Тех», выкупившее в 2021 году имущество обанкротившегося «Ангстрем-Т». Также Фролов стремился стать главой в одной из крупнейших IT-компаний в РФ — «Национальной компьютерной корпорации» (НКК), что привело к корпоративному конфликту. В конце октября 2021 года назначение Фролова было признано недействительным.
По данным ЕГРЮЛ, ООО «Лассард» было основано в 2016 году в Обнинске (Калужская область) с уставным капиталом в пределах 3,05 млн рублей Денис Фролов не только входит в число ее учредителей, но и занимает пост ее гендиректора.
«Лассард» на 65% принадлежит Фролову, являющемуся также совладельцем Astra Linux. Еще 27,5% удерживал Игорь Корнеенков, а оставшиеся 7,5% принадлежали Илье Сивцеву. По итогам прошлого года выручка компании превысила 1,5 млрд рублей при чистой прибыли свыше 356 млн рублей.
В начале ноября этого года «Лассард» Фролова выиграл тендер Минпромторга на производство полупроводников стоимостью выше 1,2 млрд рублей. Исполнительный директор «Лассарда» Олег Нефедов объяснял, что сейчас в России монокристаллы GaAs и Ge для чипов не производятся, «а импортируемые материалы — низкого качества при высокой стоимости». «При этом купить оборудование для их выращивания на открытом рынке невозможно: производители разрабатывают установки для внутреннего использования», — объяснял он.
Вероятность победы «Лассарда» была максимальной, поскольку в данном тендере она обошлась без конкурентов, оказавшись единственным его участником, отмечал CNews. Правительство рассчитывает, что компания наладит выпуск оборудования к 2026 году. Минпромторг ожидает, что проект под названием «Листопад» снизит зависимость российских производителей электроники от зарубежных поставщиков и позволит наладить производство отечественных базовых станций для сетей 5G.
Минпромторг выделял деньги и «Байкал Электроникс». В середине ноября 2021 года производителю удалось выиграть два конкурса министерства почти на 10 млрд рублей на разработку двух новых процессоров:
Baikal-L (12 нм, архитектура ARMv9), на разработку которого Минпромторг выделил 3,8 млрд рублей. Первые инженерные образцы ожидаются к 2023 году. На его базе будут созданы ноутбуки для повседневного использования и корпоративного класса.
Baikal-S2 (6 нм, ARMv9) – 5,64 млрд рублей. Первые партии будут готовы к 2025 году. Чип планируется использовать в дата-центрах для облачных вычислений.
По словам Евдокимова, более высокопроизводительная модель ноутбука на базе Baikal-L будет сравнима по характеристикам с ноутбуком Lenovo ThinkPad L13 на Intel Core i7, а младшая модель — с HP ProBook 440 G7 на Intel Core i3.
Возможная коллаборация
Если производство «Лассарда» позволит создавать современные процессоры, то «Байкал Электроникс», вполне вероятно, будет размещать на нем свои заказы, заявил Бойко. При этом эксперт сомневается, что «Лассард» сможет построить в России фабрику с возможностью производства чипов по технологиям 5-10 нм.
«Если эти технологии останутся за пределами возможностей создаваемого производства, то “Байкалу Электроникс” вряд ли будет смысл отказываться от размещения заказов на более передовых зарубежных производствах, поскольку в противном случае процессоры этой компании не будут конкурентными», — объяснил Бойко.
Аналитик подчеркнул, что российские регуляторы хотели бы видеть IT локализованным, если не на 100%, то по принципу «чем больше, тем лучше». «В то же время понятно, что на сегодня высокий процент локализации — это скорее мечта, чем осуществимый за обозримый исторический период план, если пытаться при этом не отстать в технологическом уровне и качестве локализованных продуктов», — заключил Бойко.