Бальцерович-2

В ПЕРВЫЙ день 2001 года польский Центральный банк вновь возглавил легендарный Лешек Бальцерович. Его предшественница на этом посту - Ханна Гронкевич-Вольц приняла приглашение занять пост вице-президента ЕБРР в Лондоне.

На посту руководителя польского ЦБ Бальцеровичу придется решать накопившиеся проблемы - в 2000 году в польской экономике прослеживались тревожные тенденции. Дефицит текущего баланса в марте составил 8,3% от ВНП. Правда, впоследствии он снизился до 6,8%, но польская элита явно не считает этот показатель приемлемым. Столь же критически она относится к нерешенной проблеме инфляции, уровень которой в 2000 году составлял 9%. В прошлом году в Польше не имели работы 2,6 млн человек.

Впрочем, Лешек Бальцерович знавал и худшие времена. десять лет назад именно Бальцерович стал архитектором «шоковой терапии». На старте экономических реформ жизненный уровень поляков просел столь же глубоко, сколь высоко взлетели цены. Резко увеличилась безработица. Столь непопулярные меры Лешек Бальцерович мог осуществить только благодаря политической поддержке президента Леха Валенсы.

Однако игра стоила свеч. Уже в середине 90-х польская экономика росла со скоростью 7% в год. Доверие иностранных инвесторов к польским реформам выразилось в почти круглой сумме $48 млрд. После ухода из Центрального банка Бальцерович продолжал влиять на ход реформ в качестве министра финансов, отстаивая супержесткий бюджет.

В середине 90-х Польша была лидером по экономическому росту среди стран Восточной Европы и СНГ. Однако в конце 90-х в рейтингах, составляемых ЕБРР и международными агентствами, Польша начала сползать на третье-четвертое место, пропуская вперед Венгрию, Словению, Чехию, а то и Эстонию. Тому были веские причины: в 1998 году польская экономика выросла всего на 4,8%, а в 1999 – на 3,7%. Уровень инфляции в те же годы составлял 11,8% и 8,6% соответственно.

Многие страны-аутсайдеры (рейтинги стран с переходной экономикой традиционно замыкают республики Средней Азии, Белоруссия и Югославия) посчитали бы подобные результаты замечательным достижением, но полякам было над чем задуматься. Будапешт, Прага и Любляна уверенно обходили Варшаву по наиболее важным индикаторам, занимая более почетные места в «турнирной таблице». Впрочем, винить в этом поляки должны исключительно самих себя. После нескольких лет правления Лех Валенса и «Солидарность» исчерпали кредит доверия общества. Политический маятник качнулся влево.

Результат налицо: Польше опять потребовался Бальцерович.