Банановая импровизация

12.05.200300:00

После вступления восточно-европейских стран в ЕС Россия останется одним из немногих рынков, на которых поставки фруктов не квотируются. Ожидается, что тогда транснациональные компании постараются выйти на местный рынок, купив существующих импортеров. Крупнейший из них – питерская JFC уже почти готова к продаже.

 

Тридцатипятилетний Владимир Кехман, президент фруктовой компании JFC, одет в изысканную белую рубашку и джинсы. Зная, что JFC активно помогает питерскому джаз-клубу, а прародительница компании называлась «Олби-Джаз», первым делом спрашиваю у Кехмана о любви к музыке. Он отвечает расхожей фразой: «Джаз – не музыкальное направление. Это стиль жизни». Пожалуй, одинаково справедливо и в отношении самого предпринимателя, и в отношении его компании. JFC не боится импровизаций.

 

Немного «Олби»

Кехман родился в Самаре и начал бизнес-карьеру с торговли привезенными из столицы вещами. Один из клиентов заметил в нем коммерческую жилку и пригласил к себе. Так в 20 лет Владимир стал заместителем генерального директора крупной государственной конторы «Росоптторг», снабжавшей регион продовольствием. «Мне повезло. Мы занимались крупными торговыми операциями, и с тех пор большие цифры меня никогда не пугали», – говорит он.

Вскоре Кехман организовал брокерскую фирму «Град», которая за год стала крупнейшей на Самарской товарной бирже. В 1992 году, когда доходность операций с ценными бумагами упала, он вновь занялся оптовой торговлей. «Росоптторг» закупал сахар у питерской компании-импортера, а когда у той начались проблемы, стал напрямую работать с английским поставщиком. «Я вел эти контракты. Однажды мы закупили разом 120 000 тонн. Ни до, ни после не бывало, чтобы оба парохода BIBO (судно-фабрика по обработке и фасовке сахара. – Прим. ред.), стояли в питерском порту!», – вспоминает Кехман.

История фруктовой компании началась двумя годами позже. К тому времени коммерсант, решивший было, что всего он уже достиг, отошел от дел и спустил заработанные деньги на «красивую жизнь». Остались лишь связи да личное обаяние. В конце 1993-го Кехмана познакомили с питерским предпринимателем Сергеем Адоньевым, который только что вернулся из Америки и планировал начать на родине новый бизнес. Через компаньона состоялось знакомство с Олегом Бойко, президентом концерна «Олби». А спустя еще какое-то время появилась – с помпой и кучей рекламы – фирма «Олби-джаз», торговое подразделение известного концерна («Олби» принадлежало 70% акций). «За год «Олби-джаз» выбилась в лидеры фруктового рынка, – говорит Кехман. – Параллельно мы занимались сахаром и «скандально» попытались заняться куриными окороками. «Союзконтракт» через Бойко попросил, чтоб мы не вмешивались в куриный бизнес, а взамен обещали не конкурировать с нами в поставках фруктов».

Примечательно, что «Союзконтракт» в лице Юрия Рыдника, с которым у Кехмана к тому времени сложились хорошие взаимоотношения, в 1997 году стал на паритетных началах учредителем компании JFC (после краха империи «Олби» компании пришлось сменить имя). А после кризиса 1998-го Владимир Кехман выкупил долю Рыдника. Сегодня Кехман основной акционер компании. По его словам, часть акций он подарил двум топ-менеджерам в благодарность за хорошую работу. Оборот JFC в прошлом году составил $200 млн.

 

В помощь торговцам

Специализация JFC – бананы и цитрусовые (60% и 30% в обороте компании соответственно), что неудивительно для питерской фирмы: поставки этих фруктов идут преимущественно через здешний порт. По данным Фруктово-овощного альянса (ФОА), JFC входит в четверку крупнейших импортеров фруктов наряду с компаниями Sunway, «Сорус» и «Глобус». «Все питерские импортеры – стабильные поставщики, принимающие пароходы с бананами круглый год, – отмечает Сергей Наживин, менеджер созданной в прошлом году биржи Banana-Exchange. – Если же говорить об инфраструктуре, то у JFC, пожалуй, лучшая логистика на территории России. У них хорошие и большие склады, современное оборудование».

Фруктовые терминалы – сильное место JFC. Первый современный комплекс компания открыла в Питере. Кроме хранения и отпуска товара склад осуществляет предпродажную подготовку: зеленые бананы дозревают в специальных камерах газации. В 1998 году JFC начала строить фруктовые терминалы и в других регионах, начав с Самары, где ее партнером выступил первый работодатель Кехмана из «Росоптторга» Михаил Городнов (сейчас, правда, самарский терминал закрыт). В 2002-м компания построила за $6 млн в Питере новый банановый склад, оборудованный по новейшим технологиям. У JFC также открыты склады в Москве, Краснодаре, Екатеринбурге и Челябинске.

Собственным пароходом JFC обзавелась чуть позже, чем конкуренты. У компании «Сорус», например, в лизинге уже три судна, и, по словам ее президента Валерия Линецкого, флот в ближайшее время будет расти. Покупать пару-тройку пароходов собирается и Кехман. Он вообще планирует обеспечить собственным транспортом 50% потребностей логистики компании. Так, в мае будет подписан контракт на приобретение 50 грузовых автомобилей.

Благодаря развитой инфраструктуре JFC может предоставлять торговым сетям услуги в комплексе: предпродажную подготовку, логистику и мерчандайзинг. «Сегодня инфраструктура – ключевое звено во фруктовом бизнесе, – говорит Георгий Чистяков, директор ФОА. – Цены закупки у всех одинаковы. Цены продажи – тоже. Значит, единственное, на чем можно заработать, – минимизация расходов. Здесь на первое место выходит логистика».

JFC, например, создала распределительный центр для сети «Копейка», что позволило ритейлеру в несколько раз увеличить доходность от операций с фруктами и овощами. «Мы очень довольны партнером, – говорит Сергей Ломакин, гендиректор ТД «Копейка-Москва». – JFC – одна из лучших в России дистрибуторских компаний, и я говорю не только о фруктовом рынке. Мы также обсуждаем с ними совместные проекты в других городах, в частности, в Самаре. Сейчас JFC невыгодно держать там терминал, но обслуживание нашей сети может изменить ситуацию».

Одно время анонсировался проект по обеспечению логистики и для питерской сети «Пятерочка». Но пока он приостановлен, и JFC временно не торгует своими фруктами в питерских магазинах сети из-за разногласий по закупочным ценам. В Москве сотрудничество продолжается.

В столице компания обеспечила себе сильные позиции, купив в январе 2003 года контрольный пакет фирмы «Фруктовый центр «Новые Черемушки», специализирующейся на обслуживании розницы. Сейчас Кехман обсуждает с главой компании Игорем Исаевым возможность строительства еще одной складской площадки. Параллельно компания собирается расширять ассортимент для сетей. На юге России в этом году JFC начнет создавать собственные упаковочные станции.

Однако в скором времени компанию ждут еще более масштабные изменения.

 

Сольная партия

В начале этого года фирма приняла решение об информационной открытости. Пока JFC – единственный импортер фруктов, раскрывающий свою долю рынка, оборот и доходность. В коммерческом отделе одной питерской компании на вопрос о финансовых показателях ответили: «Звоните в JFC, они вам все расскажут и о себе, и о рынке, и о нас».

В JFC действительно рассказывают о конкурентах, причем не без скепсиса. «Фруктовый бизнес – единственный из бизнесов с оборотом порядка $1 млрд, который закрыт, непрозрачен с точки зрения структуры и не имеет правил. Мы единственная консолидированная компания. Все остальное – некое движение конкретных людей, а не компаний, – уверяет Кехман. – Так же, как мы, работала одна лишь «Белая дача плюс». Я предлагал Семенову (создатель и председатель наблюдательного совета холдинга «Белая дача». – Прим. ред.) продать бизнес, но мы не смогли договориться».

Впрочем, конкуренты относятся к амбициям Кехмана тоже с иронией. Почти все говорят, что доля JFC на фруктовом рынке (если брать не только бананы) не превышает 20%. «В Питере есть и более крупные компании, с которыми мы сотрудничаем. У нас тоже есть современный терминал. Мы тоже делаем упор на работу с розничными сетями. За год бизнес вырос в несколько раз», – говорит Михаил Кабалин, руководитель направления по работе с розничными клиентами нижегородской компании «Фрукты и продукты». «У нас тоже развитая инфраструктура, десять филиалов», – отмечает Валерий Линецкий из «Соруса».

Информационная открытость и высокая самооценка JFC – это, скорее всего, лишь инструмент для привлечения западных инвестиций. Сегодня инфраструктура JFC загружена на 98%, и в ближайшие два года компания собирается вложить в развитие и расширение дистрибуции $30 млн – $50 млн. Кредитов, полученных от Сбербанка, Райффайзенбанка и Ситибанка ей уже недостаточно.

После кризиса Кехман продавал акции компании уже три раза и три раза выкупал обратно – инвесторы хотели участвовать только в прибыли и не соглашались вкладывать деньги в развитие. Желанным стратегическим инвестором могла бы стать одна из мировых фруктовых компаний, вынужденная из-за квот расширять бизнес в России. «Стоимость денег в России остается высокой. А западному инвестору надо сначала доказать, какие мы хорошие, – поясняет Кехман. – Нас интересует инвестор, готовый сегодня вложить деньги и ждать увеличения капитализации. Например, немецкую компанию Atlanta, на которую мы изначально ориентировались и с кого списывали модель бизнеса, Chiquita недавно приобрела за $1,2 млрд. Мы меньше их всего раза в полтора. К тому же Chiquita и Reybanpac в Польше, Латвии, Литве ведут переговоры с фирмами, у которых развита инфраструктура. Мы тоже готовимся к их приходу».

«Компанию Chiquita на нашем рынке ждут не первый год, – говорит Георгий Чистяков из ФОА. – Я считаю, что рано или поздно она появится. Просто, пока российский рынок по сравнению с квотируемой Европой остается «дешевым» с точки зрения уровня цен, поэтому интерес к нему своего рода остаточный». Сегодня доходность фруктовых импортеров в России действительно невелика. Маржа на уровне 7%, все делают деньги за счет быстрой оборачиваемости активов – до 30 раз за год.

Впрочем, есть еще одна причина, по которой Кехман готов открыто говорить о своем бизнесе. Он хочет обратить на фруктовый рынок внимание государства: «По объему поставок мы обогнали куриные окорочка – наша компания импортирует более 1 млн тонн фруктов в год. Во всем мире бананы считаются продуктами первой необходимости. Я хотел бы, чтобы в России бананы тоже включили в минимальную потребительскую корзину». Тогда уж точно ни один инвестор не усомнится в перспективности вложений в JFC.