Банк для родителей

01.09.201400:00

Совкомбанк, завершающий в октябре крупнейшую сделку этого года по приобретению банка у иностранного акционера, интегрировал "ДжиИ Мани банк" в свою структуру. Сделка была отмечена премией "Сделка года" британского журнала Acquisition International. О том, как будет жить объединенный банк, рассказывает совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

- Есть ли какая-то закономерность в том, что именно Совкомбанк приобрел "ДжиИ Мани банк", ведь имелись и другие претенденты?

- Многие наши прямые конкуренты были в это время сосредоточены на проблемах роста рисков и требований ЦБ. И мотивация у них, уже имеющих офисы по всей стране, видимо, была ниже нашей. Корпоративные банки, по сути, отказались идти в розницу, когда корпорация General Electric начала поиск покупателя. Насколько мне известно, кому-то GE сразу отказала из-за плохого имиджа. Для нас сделка была важна стратегически, мы точно знали, как будем зарабатывать, приобретя актив.


- Из МСФО Совкомбанка известно, что стоимость сделки составила 5,3 млрд руб. Как скоро вы надеетесь окупить приобретение?

- Уже во втором полугодии 2014 г. мы рассчитываем получить текущую прибыль.


- Для этого придется что-то менять в стратегии или вы останетесь банком для пенсионеров?

- Невозможно быть банком первого выбора для всех. Это именно тот принцип, по которому клиенты отличают один банк от другого. Мы построили банк, где все направлено на потребности старшего поколения, поэтому, делая выбор, эти люди приходят в Совкомбанк. Предлагать множество услуг по остаточному принципу означает не только безликость, но и усреднение качества. Это не значит, что мы не будем расширять возможности для наших клиентов. Но мы выберем области, которые не станут противоречить основной концепции - банка для наших родителей.


- Что это могут быть за области?

- Мы планируем заметно нарастить долю на рынке кредитов людям среднего возраста, у нас есть необходимые для этого экспертиза и технологии. Сейчас мы сконцентрированы на продвижении пенсионного кредита в новых регионах и комиссионных продуктов в "старых". Повышение доли комиссионных продуктов - "мантра" банкиров, но ранее 2016 г. прорыва нам здесь ждать не стоит. Наконец, с будущего года мы перейдем на общенациональную рекламную кампанию, что позволит нам стать узнаваемыми в тех регионах, куда мы только собираемся прийти.


- В какие регионы вам помог прийти "ДжиИ Мани банк"?

- Мы стали действительно федеральным банком. Мы были представлены почти в трех десятках регионов, но нас не было в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Уфе, Ростове-на-Дону. Юридическое слияние произойдет только в IV квартале, но сотрудники, системы, портфели уже в Совкомбанке. Все приобретенные офисы работают под брендом Совкомбанка на объединенной технологической платформе и едином процессинге.

В линейке появились новые виды кредитов наличными и кредитные карты с более привлекательными ставками и лимитами. Главное - почти на 20% выросло число клиентов.


- Это розничные заемщики, как и ваша основная аудитория. Видите ли вы рост рисков в этом бизнесе?

- На протяжении последних полутора лет рынок не понимал, почему регулятор душит банки резервами и новыми требованиями. Ведь статистика не показывала ничего дурного: заемщиков "кормили" новыми кредитами, косвенно давая им возможность не попасть в дефолт по старым. Время расставило все на свои места: ответственные за регулирование сотрудники ЦБ оказались правы, а мы нет.

Но мы сумели отреагировать на изменения быстрее ряда конкурентов. Потери сейчас выше, чем три года назад, но за последний год почти не выросли. Главное, что сейчас растет число клиентов, а не их закредитованность.